|
Научно-популярный интернет-портал "Наука и религия"
Статьи по апологетике и философии
Хви ха-Балки (9 век н.э.)
Вопросы по тексту Ветхого Завета
№ 1. Люди перестают придерживаться этой книги (Ветхого завета), ибо мотивировка
заповедей не указана в ней.
№ 2. Отворачиваются от нее, так как считают, что в ней имеются противоречия.
К примеру во II книге Самуила (2 Цар. XXIV, 9)' сказано: «У израильтян
было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне», а в I книге Хроник
(1-Парал., XXI, 5) сказано: «и было всех израильтян тысяча тысяч, и сто
тысяч мужей, обнажающих меч...».
№ 3. Доходят до мысли, что есть в ней фантазия, т. е. ложь. Судя по ее
рассказам, сын может быть старше своего отца на два года: Иорам, сын Иосафата,
жил сорок лет (2 Парал., XXI, 20), а Охозия сын Иорама воцарился вместо
умершего отца, когда ему было сорок два года (2 Парал., XXII 2). По этому
же вопросу в Библии явные противоречия: а) согласно 4-й Царств (VIII,
26): «Двадцати двух лет был Охозия, когда воцарился; б) согласно 2-й Паралипоменон
(XXII, 2); «Сорока двух лет был Охозия, когда воцарился» '.
№ 4. Какой смысл в заповеди о жертвоприношениях - резать ли коров или
сжигать кровь с внутренним жиром?
№ 5. Почему бог оставил своих святых ангелов и утвердил свое местопребывание
(в храме.- М. Б.) среди грешных людей?
№ 6. Зачем богу жертвоприношения, если он не питается? Зачем ему хлебы
предложения, если он не ест? Зачем ему свечи, когда ему не нужно освещение?
№ 7. Почему, пока тело человека в целости, он не считается богоугодным,
а когда частичку тела обрежут у него (т. е. совершат над ним обряд обрезания.-М.
Б.), он становится богоугодным?
№ 8. Абсурдно предписание о рыжей корове (точнее, о пепле рыжей коровы
- Чис. XIX, 2-10, Ю.А.). Она очищает оскверненных и оскверняет чистых.
№ 9. О жертве, приносимой в иом-киппур Азазелу. Люди отождествляют Азазела
с чертом .
№ 10. Как это благодаря телице аруфа (т. с. такой, на которой не работали
и которая не носила ярма.-М. Б.) народу отпускаются грехи, которые он
не совершил.
№ 11. Неужели богу необходимо было обставить достижения человеком вечного
блаженства целым рядом" предписаний?
№ 12. Разве не проще 'было бы прямо дать человеку блаженство, не ставя
последнего в зависимость от исполнения различных повелений?
№ 13. Аргументы в доказательство противоречивости библейских повелений
(заповедей): а) божество вызывает людей к жизни, а затем само же отнимает
ее у них, заставляя их умереть. Значит оно непоследовательно и может оказаться
таковым же и по отношению к собственным своим предписаниям и запретам,
б) Закон противоречит сам себе, так как одновременно в одни дни (будни)
допускает работу, а в другие (например, суббота, праздники) запрещает
ее.
№ 14. «И сказал бог: «создадим человека по образу нашему, по подобию
нашему» (Быт., I, 26). а) Почему человек, если он так совершенен, не обладает
бессмертием? б) Почему тело его состоит из крови, слизи, желчи и т. п.
низменных и грязных ингредиентов? в) Почему род людской подвержен болезням?
г) Почему он чувствует физическую боль, результаты отравления и т. п.?
№ 15. Душа смертна, «душа всякого тела есть кровь его» (Лев., XVII, 14).
№ 16. Если душа бессмертна, то почему бог избрал местопребыванием чистой,
возвышенной души запятнанное, низменное тело?
№ 17. Зачем бог, при его всеведении, обращается с повелениями к благочестивым
и почему он посылает пророков своих к нечестивцам?
№ 18. Если человек, создание бога, погибает насильственной смертью, будь
то наказание за проступок или для испытания, если он падет от руки нечестивцев
(Иезавель повелела зарезать многих пророков), то что нам думать о таком
деянии и на кого падает за него ответственность?
№ 19. Чудеса .на Чермном море .(Исх., XIV, 27) объясняются приливам и
отливом.
№ 20. И манна вопреки Исходу (XVI, 13) не от бога. Манна, которой питались
евреи в пустыне, - сладкое растение, носящее на арабском языке имя «ман».
№ 21. «Когда сходил Моисей с горы Синая..., Моисей не знал, что лицо
его стало сиять лучами от того, что бог говорил с ним» (Исх., XXXIV, 29).
Сияло лицо Моисея по причине продолжительного поста.
№ 22. Бог не сдержал некоторых обещаний, подкрепленных клятвой. В Исходе
(XIII, 11) сказано: «И когда введет тебя господь в землю Ханаанскую, как
он клялся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе». А в Числах (XIV, 23) сказано:
«Не увидят земли, которую я (бог.-М. Б.) с клятвою обещал отцам их, все,
раздражавшие меня, не увидят ее».
№ 23. Если бог всевидящий и всезнающий, то почему в Бытии (III, 9) сказано:
«И воззвал господь бог к Адаму и сказал ему: «где ты?». Бог, значит, не
знал местонахождения Адама.
№ 24. В Ветхом завете имеется и такое противоречие. Согласно 3-й книги
Царств (VII, 14), мастер при дворе Соломона был сыном «одной вдовы из
колена Нефталимова, отец его Тирянин был медник и т. д.». Согласно же
2-й Паралипоменон (II, 14) этот же мастер был сыном одной женщины из дочерей
Дановых (а отец его Тирянин)...
№ 25. В Бытии (1, 2) сказано: «Земля же была безвидна и и пуста, и тьма
над бездною». Выходит, в первый день бог ,создал и небо, и землю, и тьму.
Но тьму можно различать при условии наличия света. Свет и тьма зависят
от восхода и захода солнца. А солнце, согласно Бытию, создано лишь в день
четвертый. Все это противоречиво, непоследовательно. Мир никем не создан,
он существует сам по себе, 'извечно.
№ 26. Бог не един. Имеется много богов. Сказано во Второзаконии (XXXII,
9): «Часть Господа народ его; Иаков наследственный удел его». Значит,
сколько народов - столько богов.
№ 27. Он принял дар Авеля и без всякого основания отверг дар Каина. (Быт.,
IV, 3-5).
№ 28. В дни потопа бог без всякой причины наказал животных. (Быт., VII,
4 и 21-23).
№ 29. Он запретил израильтянам вступать в брачные сношения с моавитянами
и аммонитянами, хотя сам бог вынудил дочерей Лота совокупляться с отцом
своим (Быт., XIX, 31-38).
№ 30. Он спас Ноя от потопа, а ведь Ной был не лучше своих современников.
В Бытии (гл. IX, ст. 21) сказано, чго Ной был пьяницей.
№ 31. Бог уничтожил Содом и Гоморру, а они не были хуже других городов.
№ 32. Он послал внуков патриарха Авраама в Египет для того, чтобы они
терпели горе без всякой причины.
№ 33. Бог мог сделать жизнь человеческую счастливой, но не сделал этого.
Жизнь человека полна мук.
№ 34. Почему он не сотворил человека праведным и добрым, лишенным возможности
грешить.
№ 36. Он не знал, что Авель убит (Быт., IV, 9).
№ 36. Бог не предвидел, что люди отвернутся от него и начнут грешить.
Тора рассказывает: «и раскаялся господь, что создал человека на земле,
и возскорбел в сердце своем» (Быт., VI, 6).
№ 37. Он испытал Авраама (в Быт., XXII, 1-2 написано: «И бог искушал
Авраама и сказал ему... возьми сына твоего, единственного твоего, которого
ты любишь, Исаака, и пойди с ним в землю Мориа и там принеси его во всесожжение
на одной из гор, о которой я скажу тебе»). Следовательно, бог заранее
не знал поведение Авраама, поддастся ли он искушению или нет.
№ 38. Он боялся Адама. Когда Адам в нарушении заповеди ел плоды дерева
познания добра и зла, то бог страшно обеспокоился и сказал: «и теперь
как бы не простер он (Адам.-М. Б.) руки своей, и не взял также от дерева
жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт., III, 22).
№ 39. И прогнал бог Адама и Еву из сада Едемского, а у ворот его поставил
херувима «и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни»
(Быт., III, 24). Был бы бог всемогущ, разве он принял бы такие меры? Он
смог бы отшибить память у Адама и Евы, и они бы забыли, что жили в саду
Едемском и, следовательно, не искали бы туда шути.
№ 40. Бог боялся людей, строивших вавилонскую башню, которая должна была
достигнуть неба (Быт., XI, 6).
№ 41. Чтобы изменить судьбу Аврама, бог вынужден был называть его не
Аврамом, а Авраамом. (Быт., XVII, 5). Выходит, что судьба сильнее бога.
№ 42. Одно время бог разрешил человеку взять себе в жены сестру свою,
а впоследствии он это запретил.
№ 43. Сам бог не приговорил Каина за убийство Авеля к смертной казни,
а потом повелел любого убийцу умерщвлять.
№ 44. Одно время любой человек мог заняться всесожжением, а потом бог
повелел этим заняться только жрецам.
№ 45. Повелел бог Аврааму принести в жертву Исаака, а когда Авраам собрался
выполнить заповедь господа, то ангел божий не дал ему возможность этого
сделать (Быт., XXII, 2 и 12).
№ 46. И сказал бог Валааму: не ходи с ними (с послами Валака.-М. Б.),
а ангел господень сказал Валааму: пойди с ними (с послами Валака.-М. 5.).
(Чис., XXII, 12 и 35).
№ 47. Езекия царь иудейский заболел. И пришел к нему пророк Исайя и сказал
ему: «так говорит господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь,
не выздоровеешь» (Ис., XXXVIII, 1). А позже бог изменил своему слову и
сказал царю: «я услышал молитву твою, увидел слезы твои и вот я прибавлю
ко дням твоим пятнадцать лет» (Ис., XXXVIII, 5).
№ 48. Поначалу бог избрал первенцев для службы в скинии собрания, а потом,
для этой же цели «взял левитов вместо всех первенцев» (Чис., VIII, 18).
№ 49. Поначалу бог избрал себе местопребыванием ковчег завета (Исх. XXV,
16), а позже храм.
№ 50. В день субботний бог запретил любую работу, но разрешил в этот
день воевать против Иерихона (Иис. Нав., глава VI).
№ 51. Бог благословил Иакова, но в действительности дети Исава счастливее
потомков Иакова. Благословения, которые совершил Исаак над Иаковом '(Быт.,
XXVII, 28-29), не осуществились. Иаков всю свою жизнь страдал.
№ 52. Он приказал приносить ему в жертву скот. Сало и кровь - пища его.
№ 53. Бог любит пребывать в богатом храме. Ему нравятся золотые светильники.
Он любит вино, курение, масло и т. п.
№ 54. Бог, согласно Библии, отдыхает. «И совершил бог к седьмому дню
дела свои, которые он делал и почил в день седьмой от всех дел своих,
которые делал» (Быт., II, 2).
№ 55. Бог, согласно Ветхому завету, совершает путешествия, он сходит
с неба и снова возвращается на небо (Быт., XI, 5; XVII, 22).
№ 56. Бог, согласно Ветхому завету, то превращает женщин в неплодовитых
(«И сказала Сара Аврааму: вот господь заключил чрево мое, чтоб мне не
рождать», Быт., XVI, 2), то, наоборот, они по воле бога, много плодят
(«И помолился Авраам богу, и исцелил бог Авимелеха, и жену его, и рабынь
его, и они стали рождать» (Быт., XX, 18).
№ 57. Богу присущи страсти, он гневается, радуется, раскаивается и т.п.
№ 58 Бог ест и берет взятки (Быт„ XVIII, 8).
№ 59 Бог подобен человеку. Он явился Аврааму у дубравы Мамре (Быт., XVIII,
1). Когда Авраам «возвел очи свои и взглянул», то увидел, что «три мужа
стоят против него» (Быт., XVIII, 2).
№ 60. Много ветхозаветных повелений не имеют никакого объяснения.
№ 61. Трудно понять, почему 'бог присудил Каина всю жизнь скитаться.
'
№ 62 Трудно понять видение Авраама, описанное в главе XV книги Бытия.
№ 63. Почему в Бытии подробно излагается история с распорядителем Авраама
Елиезером (Быт., XV и XXIV)?
№ 64. Может ли разумный человек понять почему Авраам, готов был принести
в жертву сына своего Исаака.
№ 65. Почему Иаков обладал четырьмя женами? Имей он одну жену, была бы
история евреев иной?
№ 66. В Ветхом завете ничего не сказано о том, что в загробной жизни
человеку воздается по заслугам.
Опубл. в: Критика иудейской религии, изд-во
АН СССР, 1962.
|