Shlyapa писал(а):Христианский богослов Мигель Сервет (1511—1553) впервые в Европе описал малый круг кровообращения.
И католиками, и протестантами был приговорён к смерти как еретик. Нельзя сказать, что именно за это открытие, но так или иначе, оно не фигурировало среди смягчающих обстоятельств его дела, а скорее наоборот.
Сжечь его сподобились протестанты.
Впервые в Европе, но не впервые вообще. Как я помню из курса истории психологии, малый круг кровообращения открыл еще в 11 веке Ибн-Аль-Хайсам (Альгазен), а подробно описал его Ибнун-Нафис где-то в 13 веке.
Что касается научного прогресса на западе, то роль христианства в нем очень неоднозначна. С одной стороны именно христианские монахи интересовались научными вопросами в Европе, подхватив эстафету греческой мысли, но с другой - навряд ли можно говорить об исключительности этой роли. Жрецы всех времен и народов занимались культивированием знаний о природе, и совсем не исключено, а скорее всего, так бы и было, что греческое знание пустило бы свои корни и на русской земле. Сам же прогресс в христианской Европе стал возможен только после ослабления монополии христианства в культурной жизни западного общества (процесса, известного как "Ренессанс"), а до этого периода христианство служило сильнейшим тормозом развитию науки, реализуя свою догматическую ревность и нетерпимость. Такое отношение к языческой науке, не укладывающейся в догматы христианства, проявилось уже в самом начале, как только христианство получило поддержку светской власти. Вспомним, как х.фанатики жестоко убили Гипатию. Вспомним, как они с ненавистью жгли остатки Александрийской библиотеки. В 4 веке научный центр в Александрии был начисто уничтожен. В начале 6 века х.император Юстиниан закрыл просуществовавшую около тысячи лет Афинскую школу. И то, что в Европе наука все же получила развитие, было следствием прежде всего конкуренцией с исламским Востоком, где в то время процветал рационализм и бурно росли ростки научной мысли.