Форум портала "Наука и религии мира"

Коммунизм как миф и религия.

Политология, социология, история.

Коммунизм как миф и религия.

Сообщение Сельский житель » Пн июл 21, 2008 16:35

Шолохов однажды вспоминал, как Сталин однажды в разговоре с ним, на осторожный упрек в адрес вождя, мол; "зачем же так, Иосиф Виссарионович, вот и памятники Вам по всей стране и дифирамбы поют на разные голоса?", ответил:"А что делать? Людям нужен божка."
Автор цитируемой статьи мне неизвестен.

"Коммунизм как миф и религия."

После революции большевики удержались у власти не только благодаря репрессиям. На штыках они бы долго не усидели, если бы не додумались создать свой религиозный культ. Центральной фигурой этого культа стал Ленин. «Образ Ленина еще при жизни пролетарского вождя стал обретать признаки сверхчеловека — божества с типичными чертами цикличности: мессианская цель — страдание за народ — победа, которая создает новую общность. Был создан квазирелигиозный культ Ленина как Бога Отца. Его преемник Сталин, подобно древнеегипетским фараонам, по должности унаследовал божественную природу Ленина, согласно формуле: «Сталин — Ленин сегодня».
Большевики не могли опереться на церковь, поскольку сами же ее и преследовали. Однако взорвать церкви не означало покончить с религиозным сознанием, которое складывалось веками. Изворотливость новой власти проявилась в том, что она использовала высвободившуюся религиозную энергию для создания нового культа. Появился знаменитый лозунг: «Могила Ленина — колыбель свободы человечества». «Могила Ленина» стала сакральным фундаментом нового мира, новой эпохи. Мавзолей — местом паломничества новообращенных верующих. После смерти Ленина Сталин сказал в надгробной речи: «Вы видели за эти дни паломничество к гробу Ленина десятков и сотен тысяч трудящихся. Через некоторое время вы увидите паломничество представителей миллионов трудящихся к могиле товарища Ленина».
Создав новый культ, большевики решили многие насущные проблемы своей власти, прежде всего обеспечив ее легитимность. «Должность главы партии стала сакральной, объединив жреческоидеологические и властные земные функции. В России опять возродилась наместническая власть. Коммунистический вождь должен был восприниматься как наместник «нового Христа» — Ленина».
Русские революционеры оказались изобретательней французских. Робеспьер пытался создать культ Верховного существа, но у него ничего из этого не получилось. Смерть Робеспьера на гильотине стала смертью Революции. Наоборот, смерть Ленина укрепила власть его соратников. Робеспьер пытался по­строить религию на культе Разума. Большевики обратились к Вечности.
Писатель А.Синявский сравнил Октябрьскую революцию с Апокалипсисом. После него наступает новый мир, новая эпоха. Но это «Апокалипсис, обос­нованный с позиций диалектического материализма, без Божественного вмешательства. Идея «Божьего промысла» превращается в историческую закономерность, заповеданную Марксом». Коммунисты обещали наступление Золотого века в будущем. Коммунизм — это конец истории, конец рабству и эксплуатации, счастливая пора человечества. Коммунизм — земной рай для трудящихся. Эта идея четко выражена Сталиным в его знаменитой «клятве»: «Величие Ленина в том, прежде всего, и состоит, что он, создав Республику Советов, тем самым показал на деле угнетенным массам всего мира, что надежда на избавление не потеряна, что господство помещиков и капиталистов недолговечно, что царство труда можно создать усилиями самих трудящихся, что царство труда нужно создать на земле, а не на небе».
Коммунизм позаимствовал многие атрибуты религии. «Священные писания» классиков марксизма-ленинизма не могли подвергаться сомнению. Их «учение» было объявлено единственно верным, вершиной человеческой мысли. Революционные теории «классиков» стали догматами новой веры. При Сталине удалось создать достаточно цельный квазирелигиозный культ со своей системой мифов.
Как в свое время православие, коммунизм насаждался в России «огнем и мечом». «Новый человек» должен был безоговорочно расстаться с прошлым, преодолеть его «пережитки» и перейти в новую веру. Те, кто не подчинялся этим требованиям, объявля­лись «врагами» и подлежали уничтожению.
Очередной «великий перелом» произошел в СССР после XX съезда партии. Некоторые исследователи считают, что «закат в СССР социально-футуристической версии наместнической власти начался после XX съезда КПСС, поскольку с разоблачением культа Сталина разрушилась ее сакральная формула: Сталин — Ленин сегодня».
Хрущев и впрямь не обладал религиозным чугьем. Он был человеком сугубо земным, с конкретным складом мышления. Поэтому религиозная состав­ляющая коммунистической идеологии от него ускользнула. Среди идеологических просчетов Хрущева публицист С.Кара-Мурза называет «приземление идеалов». При Хрущеве произошла «замена далекого образа справедливой и братской жизни в изобильной общине прагматическими критериями потребления, к тому же необоснованными («Догнать Америку по мясу и молоку»). Утопия была уничтожена ее недопустимым приближением («нынешнее поколение будет жить при коммунизме») и опошлением («коммунизм означает «бесплатный проезд в городском транспорте»)».
Если мы сравним хрущевские лозунги с величест­венной риторикой Сталина, говорившего о «царстве труда» на земле (без уточнения, когда оно наступит), то разница бросается в глаза. Хрущев уловил, что люди устали от борьбы с «врагами», от «трудовых подвигов», войн и хотят нормальной жизни. Но при этом он сам находился в плену старых мифов, не по­нимая, в чем их сила. Сталин создавал мифы, а Хру­щев был всего лишь их «потребителем». Поэтому он и «опошлил» советскую мифологию, пообещав коммунизм через 20 лет.
Обещания Хрущева породили огромные ожидания, которые стали питательной средой для советского мифа и позволили ему пережить низвержение старого божества. Приземлив коммунистический об­раз земного рая, Хрущев создал идеологические предпосылки для формирования в СССР «потребительского общества». Но советская экономика не была настроена на удовлетворение растущих потреб­ностей людей. Поэтому 70—80-е годы прошли под знаком «дефицита», т.е. неудовлетворенных потреб­ностей. И когда в годы «гласности» на политической арене появились силы, которые обещали в СССР за­падное изобилие при условии перехода страны к рынку и демократии, то эти обещания легли на удоб­ренную почву. Инфляция ожиданий стала инфляцией мифа. Последствия известны.
В начале правления Брежнева советский миф пытались как-то спасти. «Миф еще не оправился после разгрома «культа», но в нем было слишком много жизненных сил — он внутренне перестраивался, приспосабливался к изменившейся ситуации. Тяже­лейший удар стал для него импульсом к развитию. Стала прорисовываться принципиально новая концепция — чехи ее назвали «социализм с человече­ским лицом», — подразумевавшая степень политической и экономической свободы, немыслимую не только при Сталине, но и при Хрущеве. Миф на удивление легко и динамично вбирал в себя эти но­вые представления. Людей охватывала вера, что именно во имя такого коммунизма была совершена революция, именно этим путем завещал нам идти Ленин».
Это была своего рода коммунистическая Рефор­мация, попытка очищения «истинной веры» от «искажений». Сталин был обвинен в отступничестве от «заповедей Ленина». А вероотступник заслуживает самой суровой кары, и сама память о нем должна быть уничтожена. Пикантность ситуации заключа­лась в том, что Сталина противопоставляли мифологическому Ленину, которого сам Сталин и создал. Таким образом, мифологический Ленин пережил своего создателя. Что же касается самого Сталина, то миф о нем был заменен антимифом («гений» превратился в необразованного выскочку, «добрый царь» — в кровожадного деспота, «великий полководец» — в человека, руководившего военными операциями по глобусу, и т.д.). Благодаря этому пошатнувшаяся было вера в коммунизм обрела новую силу, но после «пражской весны» эйфория закончилась и начался «застой».
Урон, нанесенный коммунистической религии разоблачением «культа личности», идеологи от КПСС пытались компенсировать еще большим обожествлением Ленина. Легитимность власти самого Брежнева обеспечивалась сложившейся коммунистической традицией. Наместником Бога-Ленина Брежнев уже не признавался. Веры в вождя, который приведет народ к коммунизму, у людей уже не было. Правда, власть требовала лишь соблюдения религиозно-коммунистических ритуалов и лояльности. Как это ни парадоксально, но именно в годы «застоя» произошло постепенное освобождение от советской мифологии. Магическое мышление все больше уступало место рациональному.
Горбачев не мог опираться на традиции своих предшественников, поскольку страна нуждалась в реформах. Горбачев отказался от опоры на сложившиеся традиции и принялся их ломать. Горбачев искал основу легитимности своей власти в поддержке населения, поскольку без этого ресурса ему было трудно преодолеть сопротивление переменам в аппарате. Однако новый тип легитимности вознес на вершину власти другого лидера — Ельцина. Ельцин же порвал с коммунизмом окончательно и бесповоротно, перейдя в другую «религию» — демократическую.
Современные коммунисты напоминают скорее сектантов. Зюганов смешал православие с коммунистическими догмами, получив некую алхимическую смесь. Это спасло коммунистическую религию от полного отмирания, но в то же время лишило ее важного преимущества. При всех параллелях с религией коммунизм все же светская идеология. Это материалистическое учение, не признающее загробного царства. Поэтому слияние православия с коммунистическими доктринами — дело абсурдное. Это мертворожденная идеология, которая не обладает ни энергетикой коммунизма, ни святостью религии. Зюгановщина — это диагноз общества, симптом болезни, которую надо лечить. И в то же время показатель того, что коммунизм, как миф и религия , уже не страшен России. Он исчерпал все свои внутренние Ресурсы и возможности.
"...мне вот интересно вот если бы у вас была дилемма с кем быть соседями по квартире: с христианином или с честным... - вы бы кого выбрали?" (c) Успокоитель.

Изображение
Аватара пользователя
Сельский житель
 
Сообщения: 166
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2007 12:51

Re: Коммунизм как миф и религия.

Сообщение gogosha » Пн июл 21, 2008 17:38

краткие выводы по статье: смена власти и соответственно идеологии в 1917 году кардинально не изменила традиционного мифологического сознания русского народа. Собственно октябрьская революция только поэтому и состоялась, что никакой "революции" не было. Был откат от буржуазной революции назад к патриархальности просто под другой вывеской. Военный коммунизм, мавзолей, земля крестьянам, коллективизм - это чистой воды христианская патриархальность.

Действительно сокрушительные удары по мифологическому сознанию нанесли индустриализация, реализация всеобщей грамотности, гонка вооружений или проще говоря научно техническая революция. НТР и религиозное сознание несовместимы.

Так что северная корея и иран зря ввязалась в ядерную гонку. Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь. Неужели они не видят что случилось с Китаем, с Индией после того как они решили стать промышленно развитыми странами?
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Коммунизм как миф и религия.

Сообщение gogosha » Пн июл 21, 2008 17:58

Складывается мнение что автор писал конец статьи в коматозе. Сначала пишет что
Зюганов смешал православие с коммунистическими догмами, получив некую алхимическую смесь. Это спасло коммунистическую религию от полного отмирания
через строчку заявляет совершенно противоположное:
Поэтому слияние православия с коммунистическими доктринами — дело абсурдное.
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Коммунизм как миф и религия.

Сообщение Сельский житель » Пн июл 21, 2008 18:17

gogosha писал(а):Складывается мнение что автор писал конец статьи в коматозе. Сначала пишет что
Зюганов смешал православие с коммунистическими догмами, получив некую алхимическую смесь. Это спасло коммунистическую религию от полного отмирания
через строчку заявляет совершенно противоположное:
Поэтому слияние православия с коммунистическими доктринами — дело абсурдное.


Вместо слова полного, автору следовало написать хотя бы скоропостижного.
Верующие в коммунистических бого-людей остались.Во что в дальнейшем трансформируется их странная вера, мне представить трудно.
"...мне вот интересно вот если бы у вас была дилемма с кем быть соседями по квартире: с христианином или с честным... - вы бы кого выбрали?" (c) Успокоитель.

Изображение
Аватара пользователя
Сельский житель
 
Сообщения: 166
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2007 12:51

Re: Коммунизм как миф и религия.

Сообщение Vivekkk » Вт июл 22, 2008 03:39

Мне кажется, что нельзя смешивать диалектический и исторический материализм с идеей коммунизма. Верить в коммунизм, все равно что верить в Бога. Одинаково наивно и необоснованно :) . Весьма интересно, что как "ярые материалисты" коммунисты впадают в полный социальный идеализм, в метафизику.
"...Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное". Луций Анней Сенека (ок. I до н.э.-65 н.э.).
Аватара пользователя
Vivekkk
 
Сообщения: 224
Зарегистрирован: Чт июл 10, 2008 02:00

Re: Коммунизм как миф и религия.

Сообщение gogosha » Вт июл 22, 2008 08:41

Vivek писал(а):Мне кажется, что нельзя смешивать диалектический и исторический материализм с идеей коммунизма. Верить в коммунизм, все равно что верить в Бога. Одинаково наивно и необоснованно :) . Весьма интересно, что как "ярые материалисты" коммунисты впадают в полный социальный идеализм, в метафизику.


А верить в прогресс это обоснованно?
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Коммунизм как миф и религия.

Сообщение Корочун » Вт июл 22, 2008 17:44

gogosha писал(а):А верить в прогресс это обоснованно?


Прогресс имеет место и виден.
Давно пора, [цензура] мать,
Умом в России понимать!

© И. Губерман.
Корочун
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: Пт апр 11, 2008 08:27

Re: Коммунизм как миф и религия.

Сообщение gogosha » Вт июл 22, 2008 18:13

Корочун писал(а):
gogosha писал(а):А верить в прогресс это обоснованно?


Прогресс имеет место и виден.

Да вы что? ну покажите нам где он виден и чем он отличается от метафизики?


Идея о том, что человечество развивается по пути всё большего политического и социального прогресса, является крайне популярной ещё с Эпохи Просвещения. Первым, кто изложил последовательную теорию прогресса, был аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737). Великая французская философия истории второй половины XVIII века, начавшаяся с «Рассуждений о последовательном прогрессе человеческого разума» Тюрго (1750) и увенчавшаяся «Очерками исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе (1794) вписывается в идейную предысторию позитивизма. При этом Тюрго сохранят веру в провидение Божье как источник общего хода истории, тогда как в трудах его антиклерикально настроенного ученика Кондорсе вступил в силу чистый естественный закон прогресса, который, как с определенной осторожностью заметил автор, «почти так же надежен, как и закон природы».

Однако начиная со Второй Мировой Войны, некоторые влиятельные мыслители, например Теодор Адорно, выражают сомнения в реальности социального прогресса.


Прогресс есть равномерное развитие следующих четырех составляющих:

* социальной — процесс приближения общества к свободе и справедливости, ликвидации естественных причин, мешающих такому приближению;
* материальной — процесс наиболее полного удовлетворения материальных потребностей всех людей, ликвидации технических ограничений для такого удовлетворения;
* научной — процесс непрерывного, расширяющегося и углубляющегося познания окружающего мира, его освоение, как в микрокосмос, так и в макро, освобождение познания от рамок экономической целесообразности;
* культурной — процесс приближения нравственности, как социума, так и отдельного человека, к самосознанию осознанного альтруизма, как возможной высшей формы человеческой нравственности, трансформация человека-потребителя в человека-созидателя, то есть, к возможной высшей форме человеческого бытия
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Коммунизм как миф и религия.

Сообщение Vivekkk » Чт июл 24, 2008 02:06

Как видим, прогресс имеет много субъективного в своем определении. Это касается нравственной составляющей прогресса, социальной и т.д. Конечно, мы признаем прогресс в сфере производительных сил, так как он налицо, но прогресс в ином вызывает сомнения. В чем, например, проявился наш прогресс в нравственности по сравнению с людьми античного общества? И чем нашего государственное устройство лучше демократии древних Афин?
"...Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное". Луций Анней Сенека (ок. I до н.э.-65 н.э.).
Аватара пользователя
Vivekkk
 
Сообщения: 224
Зарегистрирован: Чт июл 10, 2008 02:00

Re: Коммунизм как миф и религия.

Сообщение Семенов В.Д. » Пт авг 29, 2008 22:00

gogosha писал(а):
Корочун писал(а):
gogosha писал(а):А верить в прогресс это обоснованно?

Прогресс имеет место и виден.

Да вы что? ну покажите нам где он виден
А вы этот текст на компьютере набрали, или как в былые времена, на глинянной табличке? :wink:
Семенов В.Д.
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: Ср дек 19, 2007 08:32

След.

Вернуться в Религия в обществе

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11