Семенов В.Д. писал(а):Не-а, самое смешное это то, что даже некоторые люди, считающие себя атеистами не понимают, что опровергать некий выдуманный от фонаря бред совершенно необязательно (да еще и громко называют его метафизикой). Его надо доказывать. В противном случае он остается просто бездоказательным бредом по определению.
Как легко вы вешаете ярлыки "бред", "Бездоказательно" и тд. Я не буду изобретать велосипед, просто процитирую более легитимного автора:
Современная антропология исключает наличие в человеке самостоятельной трансцендентной силы.
Последние двести лет душа отрицается. Если на каком-нибудь научном симпозиуме вы попробуете выйти и сказать: "Я верю в существование души", вас вежливо выслушают и скажут, что вы, наверное, ошиблись дверью. Вы можете идти проповедовать на амвон или в психиатрические клиники, можете отправиться в Парламент или в Гайд-парк, но вам не место в сферах, где люди говорят о серьезных, доказуемых вещах, обусловленных парадигмами современного мира.
Этот элемент политкорректности мы в России сейчас немножко забыли в силу некоторой вседозволенности и хаотичности текущего момента. В мире же "нормальной" европейской науки люди, утверждающие существование алхимии или хотя бы души, могут быть просто уволены в силу профессиональной непригодности...
Некогда в Советском Союзе любой текст, чтобы иметь шанс быть опубликованным, должен был начинаться с цитат Ленина или постановлений последнего партсъезда. Дальше могла идти самая невероятная ахинея: про инопланетян или про рынок - почти все, что угодно. Поразительно, но в современной Франции человек не может прямо сказать: "Парацельс - алхимик". Если Парацельс - алхимик, значит, для вас есть специальные кафе, специальные магазинчики для лунатиков, где вы спокойно можете приобрести трактаты по алхимии, компоненты для изготовления "эликсира бессмертия" или "философского камня" и т.д. Но это уже особая категория людей - таких в Сорбонну не пускают. Тот, кто преподает в Сорбонне, если и заинтересуется Парацельсом, в такой магазинчик будет пробираться, крадучись, оглядываясь, чтобы его ненароком не застукали. Он может читать эти книги, но не дай Бог, кто-нибудь об этом узнает. Из-за невинного Парацельса можно лишиться, работы, репутации - всего. "Ну, - скажут, - тронулся коллега".
За этими, в общем-то, невинными странностями современного научного сообщества стоит очень серьезная вещь: презумпция языка современности. Люди, которые хотят быть принятыми в современной научной среде, обязаны (абсолютный императив!) говорить в парадигмах современного мира, "соответствовать духу современности, духу Просвещения" (в терминологии Хабермаса). Все, что не соответствует этому духу, не имеет права на существование - все это "фашизм", "фундаментализм", с недавних пор "коммунизм" (в ругательном смысле) и т.п. Хабермас, правда, признает, что несколько погорячился: "все это может быть, но где-нибудь в гетто, в резервации"...
"Соответствие духу Просвещения" - это требование предъявляется к любому дискурсу. Или говори на языке современного мира, или не претендуй на серьезность, научность, обоснованность.
В языке современного мира понятие души отсутствует.