Хороший вопрос. Но так ли надежна клятва "перед богом"? Взгляните на всю историю религий, исполняются ли свято и неуклонно т.н. "божьи заповеди"? Увы, человек всегда готов найти массу оправданий своим намерениям и истолковать все "заповеди" в "нужном" духе. Возьмите хотя бы пресловутое "не убий". Но когда убивать есть необходимость или потребность, "не убий" превращается в "убей врага своего, бога и отечества". И немедленно убийство превращается в "богоугодное" дело. То же самое можно сказать и в отношении других заповедей. Скажем, в евангелии богатство осуждается, предлагается все продать и раздать имущество бедным. Однако проходит еще немного времени, религия расширяет свою паству, и богатство уже не выглядит чем-то пресудительным.Gillette писал(а): И деиствительно, если человек религиозен, страх перед божьим наказанием которое неотвратимо, остановит его и даже заставит пытки перетерпеть.
Религия лишь олицетворяет своими заповедями моральные потребности общества. Но сами потребности напрямую не зависят от религиозных установок. Вы часто наблюдали, что в каком-то коллективе ценилась ложь и предательство? Наверное, нет таких. И обычный человек руководствуется в своей жизни прежде всего своими представлениями о правильном поведении, которые воспитывает в нем социум. В обычной жизни им руководит в этом отношении совесть. Как помню из детства, у нас в совесткие времена в общественном транспорте были билетные кассы - пассажир просто подходил к ней, бросал денежку в щелку и самостоятельно откручивал билет. Конечно, иногда (нечасто) ходили контролеры и проверяли наличие билета. Но в каждом автобусе была надпись - "совесть пассажира - лучший контроль!". Никто, в общем-то, не стремился бросить в кассу денег меньше, чем стоимость проезда. Советские люди брежневских времен были в своем большинстве совестливыми людьми, а ведь тогда все были практически неверующими.Gillette писал(а): А вот чем может поклястся атеист? Как можно быть уверенным в том что он не лжет? Если бога нет, что его может остановить от нарушения клятвы? Как можно быть уверенным в том что его внутренние моральные устои достаточно сильны?
Да, заповеди верующии может трактовать по своему усмотрению. Но он при етом обладает определеннои свободои. Как бы строит перед богом оправдания, черпая прецеденты из того же священного писания. Поклявшись же и призвав всевоможные кары на свою голову в случае нарушения клятвы, он себя етои свободы лишает. Взять свои слова назад перед богом он уже не может. В таком случае клятва потеряет смысл. Он сам потребовал от бога неотвратимого наказания и от страха перед етим наказанием избавится не сможет.Хороший вопрос. Но так ли надежна клятва "перед богом"? Взгляните на всю историю религий, исполняются ли свято и неуклонно т.н. "божьи заповеди"? Увы, человек всегда готов найти массу оправданий своим намерениям и истолковать все "заповеди" в "нужном" духе. Возьмите хотя бы пресловутое "не убий". Но когда убивать есть необходимость или потребность, "не убий" превращается в "убей врага своего, бога и отечества". И немедленно убийство превращается в "богоугодное" дело. То же самое можно сказать и в отношении других заповедей. Скажем, в евангелии богатство осуждается, предлагается все продать и раздать имущество бедным. Однако проходит еще немного времени, религия расширяет свою паству, и богатство уже не выглядит чем-то пресудительным.
Бесспорно, есть мораль и нравственность которые болшинство людеи останавливают от непорядочных поступков. Но вопрос как раз и стоит, насколко они сильны, чтобы предотвратить такие поступки гарантированно? За стоимость проезда никто не поскупится, но перед искушением украсть миллион, если представится такая возможность, устоят очень немногие. Вот и получается, что такои силы, страх перед которои сильнее совести, закона, или общественного осуждения, у атеиста нет. А верующии практически загипнотизирован страхом перед божьеи карои. Вы знаете какова сила внушения. Если человек в ето по настоящему верит, он елементарно может умереть от сердечного приступа.Религия лишь олицетворяет своими заповедями моральные потребности общества. Но сами потребности напрямую не зависят от религиозных установок. Вы часто наблюдали, что в каком-то коллективе ценилась ложь и предательство? Наверное, нет таких. И обычный человек руководствуется в своей жизни прежде всего своими представлениями о правильном поведении, которые воспитывает в нем социум. В обычной жизни им руководит в этом отношении совесть. Как помню из детства, у нас в совесткие времена в общественном транспорте были билетные кассы - пассажир просто подходил к ней, бросал денежку в щелку и самостоятельно откручивал билет. Конечно, иногда (нечасто) ходили контролеры и проверяли наличие билета. Но в каждом автобусе была надпись - "совесть пассажира - лучший контроль!". Никто, в общем-то, не стремился бросить в кассу денег меньше, чем стоимость проезда. Советские люди брежневских времен были в своем большинстве совестливыми людьми, а ведь тогда все были практически неверующими.
А как можно быть уверенным, что человек действительно боится Бога и вообще верит в него?А вот чем может поклястся атеист? Как можно быть уверенным в том что он не лжет? Если бога нет, что его может остановить от нарушения клятвы? Как можно быть уверенным в том что его внутренние моральные устои достаточно сильны?
А что это за "трансцедентальный субьект"? Скажем, в политеизме клились своими вполне нетрансцендентными (или нетрансцендентальными?) богами.gogosha писал(а):институт клятвы подразумевает наличие трансцедентального субьекта.
Вы хотите сказать, что для атеиста нет ничего святого? А слышали, например, такое: "матерью клянусь"? Клясться можно тем, что тебе дорого, что тебе свято.gogosha писал(а):соотвественно, атеист не может поклясться в принципе.
Ну, это если совсем уж верующий. )) Знаете поговорку: "на бога надейся, а сам не плошай"? Не особенно доверяют люди богу-то. Ну а уж когда русское "авось" подключается, то всем клятвам грош цена. Авось, пронесет - вот что твердит навязчивая мысль. А уж верующие себе придумали множество отмазок - Бог добрый, он все простит, стоит только покаяться.Gillette писал(а):А у верующего, получается, выбора нет, если его заставили присягнуть на Библии. Его неминуемо постигнет божья кара.
Atmel писал(а):Вы хотите сказать, что для атеиста нет ничего святого? А слышали, например, такое: "матерью клянусь"? Клясться можно тем, что тебе дорого, что тебе свято.gogosha писал(а):соотвественно, атеист не может поклясться в принципе.
Что-то Вас, gogosha, все в трансцендентное клонит. Вы даже собственные определения изобретаете. С чего бы это?gogosha писал(а):святое - это трансцендентное. Мать - это просто человек. мать можно оставить в залог, гарантировать что либо матерью. Но глагол "клясться" здесь употреблять неправильно.
Вернуться в Религия в обществе
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14