Форум портала "Наука и религии мира"

межэтнические и межконфессиональные браки в Таджикистане

Политология, социология, история.

межэтнические и межконфессиональные браки в Таджикистане

Сообщение ladimir » Ср сен 18, 2013 20:55

Расширяя границы: межэтнические и межконфессиональные браки в постсоветском Таджикистане (на примере браков таджикских женщин с иностранцами)

София Касымова
(Опубликовано в журнале социальных исследований "Laboratorium", 2010, №3)

Межэтнические браки: частное дело или национальный интерес

В последние годы в Таджикистане отмечается рост межэтнических и межконфессиональных браков, отношение к которым по-прежнему остается неоднозначным, как и в советское время. Начиная с середины 1930-х годов, и вплоть до конца советской эпохи государство в лице официальных идеологических структур (партия, комсомол, женсоветы) всячески приветствовало интернациональные браки, считая их залогом нерушимой дружбы многонационального советского народа1. В большинстве случаев такие семьи негласно находились в культурной изоляции от родственной семьи, авлода2, имея в локальном сообществе маргинальный статус. Для большинства они были отклонением от нормы, так как традиционно в локальных сообществах этнических таджиков в сфере брачно-семейных отношений доминировали эндогамные браки. Во-первых, считалось, что принятие в семью чужого человека3, так же как и уход в чужую семью, приводит к ослаблению и разобщению родственных, кровных уз членов авлода и общины в целом. Во-вторых, межэтнические браки заключались по взаимному согласию, чаще основываясь на чувственной привязанности сторон, при этом нарушались традиционные нормы патриархального гендерного порядка, когда «…устройство брака являлось делом всей семьи, с желаниями молодых не считались»4.

Если в советский период инициаторами таких браков выступали мужчины-таджики, то в постсоветском таджикском обществе наблюдается обратная тенденция: растет количество межэтнических брачных союзов таджикских женщин, в том числе браков женщин мусульманского вероисповедания, с христианами-европейцами. В количественном измерении увеличивается5 и качественно расширяется круг женщин-таджичек, самостоятельно (свободно) выбирающих брачного партнера из числа мужчин-иностранцев. В эту группу наряду с городскими женщинами из русифицированных слоев населения (эмансипированных советской модернизацией) все более активно входят сельские женщины, воспитанные в традиционной среде. Одновременно расширяется пространственная и культурная территория потенциальных женихов. Если вначале таджикские женщины вступали в брачно-семейные отношения с мужчинами-иностранцами, этнически и конфессионально близкими таджикам (гражданами Афганистана, Ирана, Турции и арабских стран), то на данный период наиболее популярными женихами являются граждане США, Канады, стран Западной Европы и России, при этом этническая и конфессиональная идентичность особой роли не играет.


далее - см. http://demoscope.ru/weekly/2013/0565/analit04.php

Интереснейшая и большая статья, в которой описываются не религиозные верования исламских патриотов, а такая прозаическая вещь как реальность.

Автор забыла лишь о том, что помимо мусульман, христиан, буддистов и проч. на свете существуют атеисты, и в Таджикистане их (не смотря на все успехи аллаха) не менее 11% населения (опрос Гэллапа 2011 года).
Атеист отличается от верующего тем, что он уже ответил на те вопросы, которые верующий еще только задает.
ladimir
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: Чт мар 25, 2010 14:24
Откуда: Санкт-Петербург

Вернуться в Религия в обществе

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4