Форум портала "Наука и религии мира"

Секс во время поста - новые веяния в христианстве

Политология, социология, история.

Секс во время поста - новые веяния в христианстве

Сообщение Atmel » Вт ноя 27, 2012 08:23

Как-то в СМИ (02.03.09 Интерфакс-Религия) появилось заявление иеромонаха Димитрия Першина, суть которого сводится к мысли, что в период Великого поста супруги-христиане могут спокойно вступать в интимное общение, так как ничего предосудительного в этом нет. Правды ради, надо отметить, что сам иеромонах Димитрий не является оригинальным автором подобной идеи, так как все его аргументы – всего лишь сокращение высказанных еще в 2006 году мыслей священника Даниила Сысоева. Пикантность ситуации заключается в том, что не далее как в прошлом году представители РПЦ накануне Великого поста утверждали обратное. Чем же объясняются столь радикальные перемены?

Плодитесь и размножайтесь!

Сенсационное заявление сделал не кто-нибудь, а руководитель информационно-издательско>го управления синодального Отдела по делам молодежи — иеромонах (!) Димитрий (Першин). В интервью одному из информационных агентств духовное лицо к изумлению верующих произнесло такую фразу: «Каноны Церкви не запрещают супружеские отношения во время постов». Отстаивая эту неожиданную точку зрения, иеромонах обильно ссылался на отцов церкви и религиозных авторитетов разных эпох, начиная со святого апостола Павла, который, как выяснилось, строго наказывал супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим…» Выходит, целую тысячу лет Русская церковь невнимательно читала послания святых — и только теперь иеромонах Димитрий открыл всем глаза на это упущение?

— Как это, воздержание не обязательно?! — опешил отец Мстислав, секретарь Санкт-Петербургской митрополии, когда корреспондент «МК» в Питере» сообщил ему эту новость. — Существует церковное правило о воздержании — особенно в супружеских отношениях! — во время поста. Это правило очень подробно разбирают в семинарии. Только если молодые люди повенчались накануне поста, духовник в виде исключения может разрешить им нарушить это правило несколько раз. А может и не разрешить — это от духовника зависит. Вообще же воздержание предписано каноном: согласно Библии, даже земля должна периодически отдыхать от возделывания, а человек — тем более!

Отец Мстислав признался, что не может даже предположить, почему иеромонах Димитрий взялся так яростно защищать свободу секса в пост.

— Может быть, потому что он иеромонах? — в конце концов застенчиво пошутил представитель Санкт-Петербургской митрополии.

Между тем вопрос о причинах сенсационного заявления синодального чиновника заслуживает пристального рассмотрения. Ведь в своей речи он еще и резко опроверг распространенное среди верующих мнение о том, что зачатые в пост дети рождаются больными. «Это суеверие тех, кто не знаком ни с канонами, ни с преданием Церкви, — заявил иеромонах Димитрий. — К православию такие страшилки не имеют никакого отношения». А ведь одним из приверженцев этих «страшилок» был преподобный Серафим Саровский!

Хотеть не вредно

Конечно, легче всего предположить, что иеромонах Димитрий ляпнул что-то, не подумав. Но верится в это с трудом. Ведь свое заявление он подкрепил длинными цитатами из сочинений апостола Павла, святителя Дионисия Александрийского, Тимофея Александрийского и Иоанна Златоуста. Иными словами, иеромонах Димитрий хорошо подготовился к интервью — а это значит, что сенсационное заявление было заранее спланировано.

Красноречив и тот факт, что со времени выступления прошло немало дней, а сомнительные речи синодального чиновника никто так и не опроверг. Выходит, иеромонах Димитрий действовал с высочайшего соизволения? Но зачем?

— С точки зрения физиологии никакого вреда 40-дневное воздержание принести не может, — решительно заявила петербургский сексолог Неонилла Самухина, президент «Фонда продолжения жизни». — Природа предусмотрела в организме человека механизмы регулирования на этот случай — например, поллюции, с помощью которых тело сбрасывает излишнее напряжение. Возможен только эмоциональный дискомфорт, но с ним легко справиться: ведь верующий человек в пост находится в молитвенном состоянии сознания, которое помогает отрешиться от подобных переживаний.

То есть вовсе не ради сексуального здоровья нации в РПЦ затеяли крутые перемены. А ради чего?

По стопам Ватикана

На недавнем заседании президиума Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными организациями в Туле президент Медведев попросил церковников взять на себя борьбу с пессимизмом в обществе. А патриарх Кирилл в ответ посетовал, что в храмы ходит всего 10 процентов «потенциальных православных людей», и заявил, что первейшая задача РПЦ — увеличить их количество.

Нетрудно заметить, что выступление иеромонаха Димитрия, молчаливо поддержанное официальными кругами в РПЦ, отвечает чаяниям и президента, и патриарха. С одной стороны, чем меньше в стране запретов — в том числе и религиозных, — тем меньше пессимизма, опять же демографическую проблему даже в кризис надо как-то решать; с другой стороны, чем меньше запретов в церкви, тем больше ее паства.
Тем более что секс уже использовали в качестве приманки для прихожан. В 2005 году в Ватикане издали первый в мире католический путеводитель по сексу под названием «Грех не делать этого». Событие произвело эффект разорвавшейся бомбы — ведь католичество исторически являлось самой нетерпимой к сексу конфессией: например, в Средние века в Европе религиозным идеалом супружеской жизни считалось полное воздержание от телесной близости. А тут — путеводитель, да еще официально благословленный Папой Римским Иоанном Павлом II! Содержание сборника поражает — кардиналы и епископы наперебой призывают католиков как можно чаще заниматься любовью. «Секс, — указывает кардинал Эрсилио Тонини, — это Божий промысел. Благодаря сексу мы передаем любовь. Сексуальную близость можно сравнить только с любовью, связующей Отца, Сына и Святого Духа…» Организаторы издания не скрывали, что надеются с его помощью привлечь в церковь молодых прихожан, которые не могут представить себе жизни без секса. Говорят, Папа Римский был очень доволен результатами этой кампании.

Кстати, незадолго до выступления иеромонаха Димитрия патриарх Кирилл провел большую встречу со столичной молодежью. В беседе с ней он заявил, что секс — это «великий Божий дар, который дается человеку не только для продолжения рода, но и для полноты жизни, для счастья». Молодежь встретила эти слова аплодисментами…
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Секс во время поста - новые веяния в христианстве

Сообщение Atmel » Вт ноя 27, 2012 08:38

Блаженный Августин, размышляя на тему секса в саду Эдема, пришел к выводу, что до тех пор, пока не произошел непристойный эпизод с Евой, змеем и яблоком, половое сношение должно было быть холодным, расчетливым и свободным от "неконтролируемого возбуждения"; похоть и страсть возникли только после совершения первородного греха.

См. также тему Христианство осуждает секс с подборкой цитат из канона и святых.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Секс во время поста - новые веяния в христианстве

Сообщение cabal100500 » Вт ноя 27, 2012 11:10

Atmel писал(а):Блаженный Августин, размышляя на тему секса в саду Эдема, пришел к выводу, что до тех пор, пока не произошел непристойный эпизод с Евой, змеем и яблоком, половое сношение должно было быть холодным, расчетливым и свободным от "неконтролируемого возбуждения"; похоть и страсть возникли только после совершения первородного греха.

Сам Августин кстати практиковал конкубинат и имел внебрачного ребёнка.
cabal100500
 
Сообщения: 716
Зарегистрирован: Чт май 26, 2011 00:34

Re: Секс во время поста - новые веяния в христианстве

Сообщение S.Eugene » Чт ноя 29, 2012 00:55

Возникает вопрос: если таким образом выгодно увеличивать паству, почему раньше религии ставили запреты на все радости жизни?
Аватара пользователя
S.Eugene
 
Сообщения: 891
Зарегистрирован: Чт янв 31, 2008 19:18

Re: Секс во время поста - новые веяния в христианстве

Сообщение Atmel » Чт ноя 29, 2012 11:51

gogosha бы во всем обвинил постмодерн. А раньше христианство отвоевывало свои позиции за счет других выгод. Например, буржуа нуждались в "моральных нормах", чтобы держать в повиновении жен. А то ведь те могут иметь свои сексуальные предпочтения, которым мужья далеко не всегдаа соответствовали.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Секс во время поста - новые веяния в христианстве

Сообщение Atmel » Вс дек 02, 2012 11:43

Вопрос, почему ограничения в жизни столь популярны в религиозном каноне, который, как мы хорошо представляем, складывается людьми, очень непростой и интересный.

Очевидно, ответ на него во многом находится в открытиях психологов. Можно по-разному относиться к умопостроениям Фрейда, но по крайней мере часть его выводов и наблюдений, выглядит правдоподобно и вполне обосновано. Не вдаваясь в обширный анализ психоаналитических теорий в целом, подчеркнем такой феномен, как психологическая защита. Она представляет собой защитную реакцию психики на психотравмирующие факторы. К ним могут относиться как объективные условия (средовые), так и субъективные. Последние особенно замечательны, поскольку представляют собой неудовлетворенные страсти и желания, а также перманентные страхи. В качестве защиты от излишне болезненных переживаний формируется парадоксальная негативная реакция на вызывающие эту боль неудовлетворенность страсти или на страх.

Одну их красноречивых наглядных реакций категории психологической защиты мы могли воочию наблюдать сравнительно недавно, а вообще, она стала широко известной с 70-х годов 20-го века как "стокгольмский синдром". Он выражается в том, что жертвы террористов после освобождения начинают страстно защищать своих недавних мучителей. Это странно, ведь, казалось бы, они должны их ненавидеть за те страдания, которые жертвам пришлось претерпеть за все время, которое они находились в заложниках. Парадаксальная реакция в виде защиты своих бывших мучителей становится предметом исследования психологов, объяснением этого феномена является именно защитная реакция.

    Механизм психологической защиты, лежащий в основе стокгольмского синдрома, был впервые описан Анной Фрейд в 1936 году, когда и получил название «идентификация с агрессором». Зная, что террористы хорошо понимают, что до тех пор, пока живы заложники, живы и сами террористы, заложники занимают пассивную позицию, у них нет никаких средств самозащиты ни против террористов, ни в случае штурма. Единственной защитой для них может быть терпимое отношение со стороны террористов. В результате заложники психологически привязываются к террористам и начинают толковать их действия в свою пользу. Известны случаи, когда жертвы и захватчики месяцами находились вместе, ожидая выполнения требований террориста.

    В случаях особо жестокого обращения заложники психологически дистанцируются от ситуации; убеждают себя, что это происходит не с ними, что с ними такое произойти не могло, и вытесняют из памяти травмирующее событие, занимаясь конкретной деятельностью.

    Если никакого вреда жертве не причиняется, некоторые люди, будучи менее подвержены синдрому в процессе адаптации к данной ситуации и почувствовав потенциальную неспособность захватчиков причинить им вред, начинают их провоцировать.

    После освобождения выжившие заложники могут активно поддерживать идеи захватчиков, ходатайствовать о смягчении приговора, посещать их в местах заключения и т. д.

Не подлежит сомнению, что репрессивное отношение к сексуальности как таковой являются похожего рода негативные парадоксальные реакции на сексуальную страсть. Она включается в культурный фундамент общества и становится нормой поведения. Смысл этого в том, что как индивид, так и общество получает определенные выгоды, хотя бы в виде ослабления острых и эго-дистоничных переживаний. Фрейд в одной из своих работ (а именно, насколько я помню, "Психология масс") оперирует термином массового невроза, в качестве наиболее подходящего примера, да и вообще, первоисточником этого термина, выступает христианская религия. Этот термин очень хорошо описывает сексуально-репрессивные установки христианства.

В механизме психологической защиты можно найти объяснения многим странным и парадоксальным феноменам культурных норм, а особенно христианским. Не будем забывать, в каких ужасно стесненных условиях и в какой социальной среде формировались моральные установки "назорейской ереси" (будущего христианства). Нам также очень порлезно в этой связи вспомнить о родстве христианства и ессейства. Почему ессеи так презирали все "земные" наслаждения"? (вопрос риторический). А почему так стало популярна аскетическая философия стоиков? Значит, это приносит некоторые выгоды индивиду, хотя бы даже невротического характера.

Цель любого лечебно-психологического воздействия в том, чтобы лишить невротическую реакцию ее энертегического субстрата. В определенной степени современное общество с его технологиями меняет баланс между неврозом и удовлетворением желаний. Поэтому церковная культура также вынуждена следовать новым веяниям времени, чтобы не умереть, как рудимент и атавизм.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Секс во время поста - новые веяния в христианстве

Сообщение ladimir » Пт дек 14, 2012 17:53

Надо подстрекать религиозные организации к полному запрету интимных отношений. А осеменение можно и искусственно осуществлять :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
Атеист отличается от верующего тем, что он уже ответил на те вопросы, которые верующий еще только задает.
ladimir
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: Чт мар 25, 2010 14:24
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Религия в обществе

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3