Я живу в городе Нант вблизи устья Луары на западе страны, куда приехал в сентябре 1998 г. Сразу стал искать квартиру для семейства (они приезжалив ноябре). Я хотел поселиться близко от хорошей школы, куда ходил бы мой сын, и начал опрашивать "аборигенов", какая школа в Нанте лучшая. В процессе распросов узнал новую для себя вещь: во Франции существуют две параллельные системы школ -- так называемые государственные и "частные", или католические, школы. Государственные школы курирует непосредственно Министерство образования, как в России. Есть также аналоги РОНО, ОблРОНО и т.д. Зато "частные" школы -- это интересное, специфичное для Франции явление. Я поместил их в кавычки, потому что плата за обучение там достаточно символическая -- около 500 евро в год. Это может позволить себе каждый француз. Но далеко не все это хотят. И дело даже не в том, что родителям жалко 500 евро (хотя и это тоже, французы -- народ прижимистый!). Просто половина французов -- атеисты и не хотят, чтобы их дети учились в религиозной школе! Пожив во Франции, начинаешь понимать, что общество там довольно сильно разделено на социалистическую левую и консервативную правую части, которые не очень сильно смешиваются.
Итак, левые (в том числе большинство университетских профессоров) отдают детей в государственные школы, а правые -- в школы "католические". Смешная плата за обучение говорит о том, что эти школы тоже на 95% содержатся государством. Программа и учебники в них такие же, как и в государственных, -- "ОблРОНО" их тоже курирует. Разница в том, что желающие ученики католических школ время от времени ходят в школьную церковь. Есть также урок религии -- но это что-то типа классного часа. Говорится, в основном, о том, что вести себя надо хорошо. Немного рассказывают и о христианстве, но также и о других мировых религиях.
Поговорив с разными, "левыми" и "правыми" французами, я усвоил, что католические школы в среднем лучше -- учителя обращают больше внимания на учеников, лучше контингент самих учеников (в частности, мультикультурные дети в католические школы не идут). Туда я и решил отдать ребёнка. Меня, имевшего всегда хорошие отметки по обществоведению и научному коммунизму, уроки религии смутить не могли!
Мне посоветовали определённую школу, Blanche de Castille, где традиционно училось и учится некоторое количество иностранных детишек, чьи родители работают в Нантской торговой палате. Для детей, не говорящих или плохо говорящих по-французски, там организован специальный урок "французский для иностранцев". Я пошёл в школу и разговаривал с директриссой, пожилой дамой в живописном монашеском одеянии. "Вы, наверное, не католик, а првославный", -- обратилась она ко мне. "Я вообще-то физик", -- вынужден был я смущённо пробормотать. Это ей не очень понравилось, но: "Ладно, мы берём всех желающих из нашего микрорайона", -- был ответ. Через прау недель я снял квартиру в требуемом микрорайоне и записал ребёнка в школу.
Андерей Смилга, "Чему учат на западном океане?"; "Троицкий вариант" №8 (77), 26 апреля 2011 г.
Видимо, вопрос вероисповедания автора или его сына больше не вставал, иначе автор рассказал бы.