Да, странным образом мораль, нравственность привязывается к религии, к церкви. Возможно, большинство видит именно в церкви средство поддержания морали? Однако даже легкий экскурс в историю доказывает нам, что церковь и мораль часто были "на ножах", я не говорю даже о католических Папах (некоторые из которых прославились развратом), а о русско-византийском православии.Nussi писал(а):В том-то вся и беда, что прикрываясь естественными, разумными и полезными рекомендациями (хотя и не всегда и не во всем),
которые понятныи и близки каждому нормальному и здравомысящему человеку, который желает блага свему народу (я это имела ввиду, когда писала о честности и порядочности, хотя, конечно, понимаю, что это утопия, но стремиться надо к лучшему !); так вот, церковь прикрываясь призывами к нравственности, тем не менее, продолжает обман в других областях. Для большинства людей главными в религии и являются эти нравственные критерии, причем до такой степени, что они готовы отказаться от собственного разума.
Очевидно, на чьей стороне церковь с религией, то и мораль этой стороны лучше, правильнее. Да, первые христианские проповеди почти целиком касались нищих, эксплуатируемых классов. В этом смысле Новый Завет, конечно, отрицал Ветхий, как и христианство отрицало иудаизм. Сегодня православная церковь на словах выражая поддержку всем нуждающимся, стоит на стороне господствующего класса - класса буржуазии, и если соглашаться с работами проф. Семенова, то и на стороне "класса" чиновников, государства.
История России свидетельствует, несмотря на все попытки мракобесов нарисовать картину иначе, что церковь испокон веков выполняла по отношению к государственному режиму охранительные и карательные функции. Иерархи церкви входили в господствующий класс и являлись богатейшими людьми, эксплуатировавшие других людей - крестьян, затем рабочих. Естественно, это реальное положение дел дискредитировало идеологию христианства, подрывало саму христианскую религию.
С такой историей современная церковь не имеет морального права что-то указывать, чем-то управлять в нашей стране. Главное, не имеет права связывать свое существование с моралью конкретного класса, группы людей. Что, конечно, не мешает ей называть себя "всея руси" и поддерживать государство.
В этой связи история СССР показательна (как, впрочем, история некоторых западных стран). Моральный кодекс строителя коммуниста обходился и без религии, церкви, а западные свободолюбы были и высоконравственными людьми.
Я согласен с Вами, и хочу отметить, что следует активизировать пропаганду тезиса: религия и мораль не связаны друг с другом. Более того, это разные элементы общественного сознания. Думаю, в общественном сознании надо разорвать мысль о единстве религии и морали. Фактов в истории, современности, думаю, предостаточно.
С Вами всегда мне было приятно поговорить. Рад, что и здесь мы солидарны. Не нам менять человеческую природу, да и вряд ли это возможно. Однако именно эта природа породила понятия гуманизма, атеизма, материализма, свободолюбия, справедливости, равенства, и неоднократно на практике воплощала эти понятия в жизнь. Значит, в ней заложено много хорошего, глубокого. Нам с Вами, думаю, надо поймать это в природе человека и осветить публично.Nussi писал(а):Права на обман, конечно, никто им не давал, но так уж устроены люди, что "сами обманываться рады".
В этом и вся беда - люди стремятся к добру и справедливости, но для этого они должны полностью отказаться от критичского, трезвого и независимого взгляда на мир. И люди идут на это, ибо им проще не думать, проще и спокойнее, когда уже все за них решили. И естественно, что раз отказавшись от своего разума, потом, такой человек сможет поверить уже во все что угодно. Такие люди и нужны для управления ими.
Согласна с Вами во всем. И не принимаю такой подход к мировоззрению, когда люди выбирают его по принципу "как наши отцы" или "как большинство" или вообще "где живем сейчас, тем богам и молимся"