ЧУДО РУССКОЙ ИСТОРИИ:
http://www.apocalypse.orthodoxy.ru/prodigy/201.htm Устремляясь навстречу этой красоте из тьмы многомятежного язычества, не хочет русский человек признать путь спасения уделом немногих: пусть висит над душой гнет языческой стихии, вчера еще родной, тем горячее стремится душа к Святости. Разве не для всех Царствие Божие? В плен Веры отдается народ, - и возникает Россия.
Оскорбил ли здесь автор чувства "язычников"? Или он полагает, что "чуйства", которые "оскорбляются", есть только у христиан, а у атеистов и нехристиан их нет?
Кстати, в УК РФ нет никакого определения типа "оскорбление чувств верующих". Есть определение просто "оскорбления":
http://www.consultant.ru/popular/ukrf/10_25.html#p1572Статья 130. Оскорбление
1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, -
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до одного года.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Допустим, вы "язычник". Вам только что заявлено, что ваши убеждения - это "многомятежная тьма". Как ваши чувства?
Статья 29 Конституции Российской Федерации гласит, что
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Угу, скажите христианину, что у него нет никакого превосходства над "язычником" или атеистом. Пробовали? Что он вам ответил?
Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) организованной группой, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
http://www.consultant.ru/popular/ukrf/10_40.html#p4461Обратите внимание, что никакой особой защиты "чувств верующих" нет. И быть не может. Поэтому, если верующие будут пугать прокуратурой, если с кто-либо выражает несогласие с их взглядами на мир... Впрочем, трудно представить себе верующего, который бы стал заморачиваться судебным процессом.
История Сахаровского Центра - этих ... (нецензурное слово) демократов - это история демократического движения в России. Такая уж у демократов карма.
Но ладно, я отвлекся, смотрим дальше.
Все иное на Галицкой Руси, но и то - Русь! Нет широты и свободы: связанность, зависимость, неравенство тут; правящие обособлены от массы. Западная Европа силой соседства втягивает в себя край неудержимо. Природа благодатна, срединность между Западом и Востоком выгодна: материальное и культурное преуспеяние обеспечено. Тем труднее сохранить национальное самостояние. Извилиста политика правителей, но не стали они игралищем сторонних влияний, а вошли в историю, как самостоятельные деятели, как иногда могущественные монархи: верность Русской Церкви и тут сохраняла Галичину в составе Русской Земли, вопреки все усиливающейся культурно-политической обособленности.
Еще иное - Владимиро-Суздальский край. То - не окраина, то сердце России, то сама Русь, уходящая в областничество не для того, чтобы обнаружить свою стать особую, а чтобы, напротив, сохраниться в своей исходной неприкосновенности: если в окраину обращается колыбель России, то залесская окраина становится ее новым историческим лоном. Чудесный парадокс, свое воплощение находящий в величественном образе Кн. Андрея Боголюбского.
Обычное презрение владимиро-суздальца к волынцу. Ни на чем, кроме исторического снобизма, не основанное. Автор не понимает, что это тоже НАШИ.
Калка показала России, что ждет ее - разъединенную. Новым, уже намеренно на Россию направленным ударом, раздавлена она. Смерч Азии не раз сметал государственность и культуру с лица Великой Равнины, оставляя память о них в курганах могильных и предоставляя Истории творить новое из смешавшихся с завоевателями остатков былого населения. Не то случилось сейчас. Тут-то впервые нашла себя Россия, приняв татарщину, чтобы одолеть ее. Замысел Божий России явлен был мiру Русью Киевской, но не обрела еще та ни крепкой общественно-политической плоти, ни стойкого государственного единства, ни собранности духовной: все это дала татарщина, терпению и смирению научив Россию. Уже на заре Киевской эпопеи оценена была святая сила их, явленная свв. Борисом и Глебом, но не обрела Россия дара свободного послушания, пока жила в светлой радости независимости национальной. Теперь предстояло ей, преобразив рабий страх в страх Божий - «волею» принять скорбь татарского ярма, тем изъявив готовность понести любой жребий, Богом указанный, только бы остаться Новым Израилем. В зраке рабы принимает Россия Божие избранничество - под водительством св. Александра Невского.
Старый вопрос православной политики: а надо ли противиться татаро-монгольскому игу? Кое-кто даже высказывался, что, дескать, вся Орда могла принять православие. А если не приняла, кто ВИНОВАТ? Кто не смог то, что запросто удалось муллам в империи Хулагидов? Удивительная неэффективность! Неспособность обратить иноверных, если за спиной не стоит солдат с мечом или ружьем.
Татарщина отделила Россию от Запада. Что отсюда? Выпадение России из круга жизни, обрекающее на безнадежную отсталость? Так это, если смотреть на Россию с Запада. Но так ли это, если смотреть на Запад из России? Вспомним, какую живую реакцию вызвало проникновение к нам Запада в образе стригольников и жидовствующих!
Гностические секты в XIV-XV вв. не были "западным" явлением. Подобные влияния встречались повсеместно в Евразии.
Отсюда понятно, что, внешне отгораживая Россию от Запада, татарщина скорее помогала России, еще не сложившейся духовно. Помогала она и тем, что, ставя внешние преграды, татарщина одновременно раздвигала внутренний политический горизонт, замораживая внутри-русские «державные» отношения и создавая «pax Tatarica». Возникала обстановка, располагающая к устроению внутреннего хозяйства в сознании общерусского бытового единства. Не было и соблазнов «культуры». Молитва естественно становилась во главу угла.
Автор пытается доказать, что татарский погром уничтожил "светскую" культуру (туда ей и дорога!) и создал условия для развития духовной, которая одна только может носить звание культуры.
Великий парадокс! Духовную свободу Россия обретала ценой отказа от свободы гражданской - не только в отношении к ханам, но и к своим «природным» государям: рост Москвы есть рост русской несвободы. И кто не хотел, во имя создания независимого русского духовного мiра, поступиться своей личной свободой, тому оставалось одно: отказ от России, измена ей - с перспективой отрыва и от Православия. Мы видим то на примере Новгорода - к счастью для него и для России, неудачном. Мы видим это на удаче Литвы, всем известно куда пришедшей.
Если бы Литва приняла православие, пришлось бы Москве делить "духовное" пространство с нею.
Как это выглядело бы, догадаться нетрудно. Первым делом две православные церкви - с центрами в Москве и Киеве - предали бы друг друга анафеме (была такая привычка у православных церквей - идти в одном русле с политикой государства: внешней и внутренней). Поскольку не было бы православной эмиграции из Литвы в Москву, многие "столпы России" к ней не получили бы никакого отношения (например. князья Голицыны, мать Ивана Грозного, и, кстати, Достоевский: представьте Достоевского, который язвит над "нерусскими московитами", "едва с веток слезшими в своих волго-окских лесах"). Московские православные историки должны благословлять "латинскую ересь", за то, что она лишила их такой конкуренции. К тому же постоянная ожесточенная борьба за каждый верховский город и за Смоленск, который как Страсбург между Францией и Германией раз 20 перейдет из рук в руки, существенно ограничит силы Москвы, и границы Московского Царства не выйдут за рубеж 1500 года (татарские ханства на Волге и в Сибири ожидает бурная, но независимая история; какая-то часть их попадет под турецкое влияние).
Россия никогда не притязала быть теократией.
А Никон? А стяжатели?
Один умный иностранец о России Николая I сказал: «Россия есть государство патриархальное». Таковой она действительно еще оставалась, но стала ею она в те времена, о которых говорим мы. Семейный уклад, церковно-освященный, тогда уже обнаружил свою силу, как основа России. Отеческая власть - вот чем держалась Россия, слаженная по одному образцу - куда бы мы ни кинули взгляд, от государевых палат до избы последнего пахаря. «Домострой» не мечтательство, не сборник надуманных правил, не отвлеченный идеал, зовущий подражателей, а собирательный портрет. И тот, кто не ограничивается констатированием социологической вынужденности и исторической неизбежности московской «несвободы», а хочет понять духовную суть ее, позволившую ей стать былью, которой жила и стояла Россия, - тот должен вдуматься в эту уставную грамоту русского быта.
Как раз иностранцы XV-XVII вв. описывают русское общество, которое не соответствовало "сборнику надуманных правил". Автору известна, к примеру, помешанность наших женщин в эту эпоху на косметике (даже в большей степени, чем европейских женщин)? Элементарный вопрос для проверки соответствия фантазий автора исторической реальности.
Вероисповедное русский человек привык сливать с национальным. Русский, значит - православный. Селянин соседний, значит - христианин. И вот если такой «крестьянин» находится в постоянном общении с другими «крестьянами», то разве не под знаком креста раскрывается это общение?
"Русского человека" звали Ф.М.Достоевский. До него никто до такой максимы не додумался. А понятие "крестьянин" происходит от слова "окрестность". Иначе нам придется предположить, что купцы, посадские, бояре и прочее некрестьянское население России было нехристианским.
Естественность святого безправия для русского человека тем очевиднее, что образцом для общежития всегда рисовался ведь монастырь
Опять автор свое интеллигентское кабинетное православие XIX века пытается выдать за историческое сознание русских. Антимонастырские восстания XV века автору неведомы. Не хочет он этого знать!