Форум портала "Наука и религии мира"

Современное русское православие

Политология, социология, история.

Re: Современное русское православие

Сообщение ladimir » Чт окт 21, 2010 16:10

gogosha писал(а):Община полностью определяется религией, она тотальна религиозна, так как религия скрепляет людей в единое целое - мир. В этом контексте понятен "тоталитаризм" индустриализации" - люди ушли физически из деревни в город, но сохранили по инерции в первых поколениях "общинность", религиозность.

Вы путаете понятие "религия" с понятием "этос". Последнее гораздо шире. Иначе мы оказываемся в глупом положении Достоевского, который считал, что только православный может быть русским.
Атеист отличается от верующего тем, что он уже ответил на те вопросы, которые верующий еще только задает.
ladimir
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: Чт мар 25, 2010 14:24
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Современное русское православие

Сообщение gogosha » Чт окт 21, 2010 16:50

ladimir писал(а):
gogosha писал(а): озвучили до Вас очень много людей......еще в 18 веке......

А кто именно? Что-то я ни у Вольтера, ни у Гольбаха такого не припомню. Мелье?

я имел виду Вольтера.... знаменитое " еСЛи бога бы не было, его бы следовало придумать"
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Современное русское православие

Сообщение ladimir » Чт окт 21, 2010 16:58

gogosha писал(а):я имел виду Вольтера.... знаменитое " еСЛи бога бы не было, его бы следовало придумать"

Пардон, а при чем здесь интимная жизнь с божеством?
Атеист отличается от верующего тем, что он уже ответил на те вопросы, которые верующий еще только задает.
ladimir
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: Чт мар 25, 2010 14:24
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Современное русское православие

Сообщение gogosha » Чт окт 21, 2010 18:08

ladimir писал(а):
gogosha писал(а):я имел виду Вольтера.... знаменитое " еСЛи бога бы не было, его бы следовало придумать"

Пардон, а при чем здесь интимная жизнь с божеством?

Потому что ключевая фраза в вашем тезисе это -"придуманный бог". Если Бог придуман, то уже не важно интимная там жизнь или еще какая другая..... Ну а если вы настаиваете на первичности "интимности", то объясните подробнее в чем фишка интимности, в чем ее эксклюзивность. Интимность - это слишком широкое понятие знаете ли....
Я вот сейчас с компьютером один на один - это интимность или как..... ну вы поняли.......
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Современное русское православие

Сообщение ladimir » Чт окт 21, 2010 19:04

Нет. Как бы не был "умен" Ваш компьютер, Вы никогда не назовете его личностью (даже в каком-нибудь матричном смысле).

А тут к тому же ярко выраженная пассивная роль "боголожника".
Атеист отличается от верующего тем, что он уже ответил на те вопросы, которые верующий еще только задает.
ladimir
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: Чт мар 25, 2010 14:24
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Современное русское православие

Сообщение gogosha » Ср окт 27, 2010 08:57

ladimir писал(а):Нет. Как бы не был "умен" Ваш компьютер, Вы никогда не назовете его личностью (даже в каком-нибудь матричном смысле).

А тут к тому же ярко выраженная пассивная роль "боголожника".

что то Вы усложняете..... Во всех традиционных религиях человек хочет соединится с богом или с первопринципом.
Очевидно, что цель человека (как части целого) в этом процессе соединится с целым.

Так что ничего оригинального.....


Суть процесса атеизации в этом контексте состоит в том, что сначала отрицается человек как часть, а бога как бы никто не трогает. Но если человек не часть, а индивид, то он чисто механически не может связан с кем либо и чем либо. Связь с богом в этом ракурсе становится чисто договорной, ну а договор как известно можно и разорвать при случае...........
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Современное русское православие

Сообщение ladimir » Ср ноя 03, 2010 10:51

Нет. Во-первых, следует уточнить понятие "традиционные религии". Буддизм, зороастризм, иудаизм - первое поколение. Во-вторых, зороастризм и большинство школ буддизма (вообще буддизм религия нетеистическая) как-то обходятся без интимных отношений с божеством. Пожалуй, в иудаизме впервые наблюдается (пока что только на эстетическо-образном уровне) отождествление божества с "женихом", а "его народа" - с "невестой". Если говорить о поздних религиях, то в исламе есть некоторые суфийские школы (особенно получившие распространение в Малой Азии в XIII веке), которые ставят на первое место интимно-мистическое слияние с Аллахом. Но в целом для мусульманства это не свойственно - в категориях "любви" отношения мусульман и их бога все-же не рассматриваются.
Таким образом "любить" божество и встречать ответную "любовь" - это чисто христианское свойство.

Я бы не стал копаться в этой клоаке, но это очень важная черта данной религии, объясняющая многие чисто практические стороны христианства (и православия в частности - см. выше, в статье).
Атеист отличается от верующего тем, что он уже ответил на те вопросы, которые верующий еще только задает.
ladimir
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: Чт мар 25, 2010 14:24
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Современное русское православие

Сообщение ladimir » Вс май 22, 2011 16:08

gogosha писал(а):
Суть процесса атеизации в этом контексте состоит в том, что сначала отрицается человек как часть, а бога как бы никто не трогает. Но если человек не часть, а индивид, то он чисто механически не может связан с кем либо и чем либо. Связь с богом в этом ракурсе становится чисто договорной, ну а договор как известно можно и разорвать при случае...........

Эта схема работает только в торговых цивилизациях: Финикия, Греция, совр. Запад. И в ветхий завет эта идея проникла из Финикии. Но в земледельческих цивилизациях (к коим относится и Россия) религию не воспринимают как договор.
Атеист отличается от верующего тем, что он уже ответил на те вопросы, которые верующий еще только задает.
ladimir
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: Чт мар 25, 2010 14:24
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Современное русское православие

Сообщение ladimir » Пт июл 01, 2011 19:11

Характерная статейка: http://www.k-istine.ru/base_faith/pseud ... ion-91.htm

Каков поп, таков и приход?

...Они, несколько немощных женщин, шли пешком по бездорожью, по весенней распутице. Сухарики с собой в холщовых мешочках, водицы немного – Божией милостью доберемся. Старушки в рваных ботиночках шли в областной центр. К Архиерею. Просить в свою деревню священника. Уж и домик для батюшки готов, и поможем ему, ведь всё село ждет, когда же в храме, над восстановлением которого трудились от мала до велика, зазвучит молитва!

Многие из нас, читая книги, брошюры, статьи о вновь воссозданных приходах, проливали слезы умиления над такими описаниями. Восхищались подвигом, восхищались стойкостью и любовью этих людей к Богу. И откладывалось где-то в сердце: вот как должно быть. И никак иначе.

Поэтому, услышав, что какой-то батюшка попросился на другой приход, нет-нет да и допускали мысль: что ж этому батюшке не сидится там, куда его Сам Господь направил? Что ж служить-то шел? Или, узнав о малочисленности прихода в какой-нибудь Лесной Кукуевке, открывали ноутбук и начинали строчить в блоге, что-де есть до сих пор пастыри, что не могут привлечь прихожан, ленивы-де и неумелы...

Все нам мнится, что открытый приход "в периферии" – это славное традициями крепкое село, бабушки – подвижницы, продающие свои немудрящие колечки-сережки, чтоб купить кирпичи для стройки, это несгибаемый староста – бывший военный (лучше десантник), который за храм – горой, это много-много сельчан, ловящих каждое слово батюшки, и все это – на фоне соснового бора с голосистыми птичками, чистой реки и вообще "природы".

Но – Дух дышит где хочет. И иной раз удивляешься, как так оно вышло, что именно тот или иной храм вообще был открыт.

Есть прекрасный рассказ Н. Сухининой "Кукушкино болото". О том, как решили сельчане: что это мы, рыжие, что ли? У всех – церковь, а у нас – нет? И выпросили себе священника. Вот только в церковь-то ходить никто не собирался. "Чтили праздники" по домам с бутылкой водки на столе. Батюшка честно оставался, одинокий и впроголодь, на месте своего служения и умер от тяжелой болезни, никто и помощи не оказал.

История, к сожалению, вовсе не уникальная. Решают создать приход: готово, подписали. Ну какой Владыка откажет сельской "делегации", которая уверяет, что, конечно, есть и жилье для батюшки, и церковь строить всем миром будем, а уж как молиться хотим... И приезжает батюшка на место служения.

Въезжает с семьей, с детьми – куда? В приходской дом, который с революции не ремонтировался, без полов и с прогнившей крышей. Или в съемную квартиру, за которую он, батюшка, должен платить немалые деньги и хозяин которой, оказывается, через полгода возвращается из мест отсидки. Вода к дому оказывается не проведена, канализация – забита, плита – в нерабочем состоянии (если вообще все вышеперечисленное наличествует). А будущие прихожане внимательно смотрят: не скажет ли батюшка чего, не окажется ли чрезмерно привередливым?

Картинка с натуры одного такого приезда. Батюшку приводят "на постой" к старушке: "Вот у нее будете жить, она вас и покормит". Бабушка-хозяйка, в принципе в церковь не собирающаяся ходить, приносит с грядки помидорку, всю в земле, кладет на облупленную тарелку, вытерев предварительно полой вряд ли когда-либо стиранного халата. Ждет, когда батюшка смиренно доест помидорку, кивает и уходит. Когда ночь подходит к концу, бабуся заходит в комнату и изрекает: "Да нет, не пущу я вас к себе жить..."

Дальше – больше. Сельчане узнают от батюшки, что церковная жизнь – это не панихида раз в месяц. "А мы не знали!" – тянется по рядам. Ощущение, что и не было последних 20 лет ... Оказывается, христианин ходит в храм минимум раз в неделю! Служится Литургия, а перед причастием соблюдается пост! Когда же выясняется, что, оказывается, ходить по бабкам "нельзя", – собрание покидает большая часть присутствующих.

Еще часть отсеется, когда выяснится, что на исповеди надо называть свои грехи, а не соседские. Вскоре батюшка узнает, что сказать человеку, что он может быть грешен, – это страшное оскорбление, за которое он будет подвергнут в селе как минимум всеобщему бойкоту. Неважно, что человек заявил себя христианином: вот не грешен он!

Иллюстрация. Проповедь перед исповедью. Священник фактически по одному из "поновлений" перечисляет, какие вообще бывают грехи. Одна из прихожанок внезапно вскрикивает и убегает. С ней пытаются поговорить, она твердит: "Да как он смел меня так оскорбить!" Последующие разговоры на приходе выявили, что большая часть прихожан считают себя "оскорбляемыми" батюшкой ввиду его предположения на общей проповеди, что кто-то мог согрешить осуждением, завистью, тщеславием...

Потом батюшку ждет шок, когда ушедшие и обиженные заявят ему, что на приходе остались, собственно, те самые колдуньи – "бабки", нагло врущие ему на исповеди.

И остается только поклониться в ноги тем немногочисленным, которые действительно остаются в храме, идут на каждую Литургию и поддерживают батюшку и его семью. Действительно служат Богу. По-настоящему – верны.

А бывают и случаи, где создаются приходы в надежде на то, что настоятелем поставят определенного священника. Я думаю, и так понятно, что ждет "чужого" батюшку на таком приходе. Церковная "десятка" разворачивается и уезжает к любимому "отченьке" на другой приход, а приехавший священник остается под дождем – реальный случай – с женой и детьми разгружать кирпичи для храма.

Но батюшки служат. И терпят. И надеются и верят. Идут с проповедью к людям – даже там, где общаться со священником тянутся только пьяные – потому что хочется поговорить. Молятся за всех – даже там, где люди, видя его, быстрее сворачивают за угол. В нашем районе пьяные папы однажды подучили детей бросать в священника грязью. А духовный отец рассказывал, как его и матушку гоняли камнями по поселку.

А священники все равно идут на Литургию. Потому что если они пойдут – вполне, по мирским меркам, оправданно – просить о переводе, а в этот уголок – опять же совершенно оправданно – командируют служить раз в месяц кого-то из городских батюшек... тогда – всё. Тогда некому будет остановить 13-летнюю Аньку, держащую в руках направление на аборт. Отвезти Анькину ровесницу в больницу, когда ее шею и голову изуродует разбитое пьяными родственниками стекло. Встать между молодой мамашей и "бабкой", доказывая, что младенцу нужны не бесовские заклинания, а хороший невролог. Люди подпишут квартиры очередной секте или побегут радостно встречать мошенника, где-то стащившего старую рясу и "гастролирующего" по селам, "освящая" огороды.

А пока... Вот стоит женщина, которая совсем недавно плакала на кухне, проливая слезы в предложенной матушкой чай, и говорила о приказе мужа избавиться от ребенка. А сегодня она пришла крестить малыша, и муж даже трезвый... А вот пришли, в траурных платках, две старушки. У одной из них от рака страшно умирал муж, кощунник и матерщинник.

Увидев пришедшего священника, он вдруг решил исповедоваться и причаститься. После этого он прожил еще несколько дней, но боли оставили его, и никто не слышал от него ни одного ругательного слова, и отошел он в мир иной спокойно, благословив родных. А вот через дверь храма заглядывает молодой школьный учитель. Еще недавно он приветствовал батюшку на улице пошлым "почем опиум" – но после пары бесед уже об опиуме что-то не вспоминает... Ради этого батюшка будет терпеть.

Поэтому не стоит обвинять незнакомых священников в неблагодарности, высоких запросах и неумении обращаться с паствой. Хотите "честности"? Поезжайте из своего мегаполиса, из уютной городской квартиры воскресным утром в область. А вот куда пойдет загородный автобус – туда и поезжайте. Вы найдете поселковый храм – в сарайчике, в вагончике, в списанном здании бывшей пожарной охраны. Зайдите, осмотритесь. Спросите батюшку, чем помочь. Или хотя бы просто помолитесь с ним за Литургией. Поверьте, это для батюшки – много. Раз уж не способно наше поколение терпеть лишения и ходить по бездорожью

Лидия Зорина

Православие и мир - 19.05.2011.


Когда православные будут гундеть насчет своей "народности", это будет циничная ложь. Народ как таковой ("вещь в себе"), не нужен он им. Не вписывается он в псевдороматические православные утопии. Противоречит православным идеологическим установкам. Вообще, из всех идеологий на Руси лучше всего к реальному простонародью относились большевики (и еще народники эсеровской линии). Благодаря чему и имели влияние на население раз в 10 больше, чем любая другая идеология. А православию не нужен русский мужик. Достоевский согласится снизойти до русского мужика только если русский мужик православен, богомолен, чтит духовенство и изрекает тезисы, заранее им - Достоевским - утвержденные. А иначе - нахрена это им?
Атеист отличается от верующего тем, что он уже ответил на те вопросы, которые верующий еще только задает.
ladimir
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: Чт мар 25, 2010 14:24
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Современное русское православие

Сообщение ladimir » Вс окт 02, 2011 13:01

Ведущий миссионерско-апологетического портала Уфимской Епархии РПЦ злобно-глупый Максим Степаненко в очередной раз написал "на злобу дня" (и на глупость тоже) - http://www.k-istine.ru/head/daily_refle ... on-058.htm

Собственно, тема называется: "Как правильно встречать мужа с работы" (что у всех знающих людей ассоциируется с основными задачами японской жены), но чтобы его не заподозрили в пропаганде языческого синтоизма, Степаненко добавляет существенную вещь: "руководство для святых жен". Вы чего-нибудь поняли? Я тоже нет. Читаем дальше. Дальше следует перепечатка из американского журнала "Домашнее хозяйство" от 13 мая 1955 года. Вот она полностью:

1. Держите ужин наготове. Спланируйте заранее (лучше предыдущим вечером) приготовить вкусное блюдо к его приходу. Это продемонстрирует, что вы думаете о нем, и заботитесь о его нуждах. Большинство мужчин голодны, когда приходят домой и перспектива хорошего ужина (особенно если это его любимое блюдо) необходимая часть теплого домашнего уюта.

2. Приготовьте себя. Отдохните 15 минут, чтобы освежиться к его приходу. Оправьте одежду. вплетите ленточку в волосы: будьте свежи и веселы к его приходу.

3. Будьте веселым и интересным собеседником. Он нуждается в подъеме настроения после утомительного дня, и обязанность жены обеспечить это.

4. Приберите дома. Обойдите комнаты перед его приходом - убедитесь, что все чисто.

5. Уберите учебники, игрушки, газеты. Протрите столы от пыли.

6. В холодные месяцы разведите огонь в камине. Ваш муж почувствует, что достиг оазиса отдыха и порядка, и возрадуется. Кроме того, забота о его личном комфорте доставит вам огромное личное удовлетворение.

7. Позаботьтесь о детях. Маленьких детей умойте и вымойте им руки, причешите их и, если это нужно переоденьте. Дети это маленькое сокровище, ему будет приятно увидеть их в соответствующем виде. Соблюдайте тишину. К его приходу выключите мойку, сушилку и пылесос. Постарайтесь убедить детей не шуметь.

8. Приветствуйте его теплой улыбкой и покажите искреннее желание порадовать его.

9. Выслушайте его. У вас может быть много важного, что есть сообщить ему, но не делайте этого в момент, когда он вернулся. Дайте сначала высказаться ему - помните, его темы для разговора важнее ваших.

10. Сделайте этот вечер его вечером. Никогда не жалуйтесь, если он пришел поздно, или ужинал и развлекался без вас.

11. Ваша задача: гарантировать, что дом, место спокойствия, порядка и мира, где ваш муж сможет воспрять духом и телом.

12. Не выливайте на него ваши жалобы и проблемы.

13. Не жалуйтесь, если он опоздал на ужин или вообще не пришел ночевать. Отнеситесь к этому, как к мелочи по сравнению с тем, что он перенес днем.

14. Создайте ему комфорт. Усадите его в удобное кресло или уложите на кровать.

15. Имейте наготове прохладительный или теплый напиток для него.

16. Поправьте ему подушечку и предложите снять его ботинки. Говорите тихим, успокаивающим и приятным голосом.

17. Не задавайте вопросов о его действиях и не сомневайтесь в его суждениях. Помните - он глава семьи.


Этот текст мне лично наполнил издание того же года - знаменитую КНИГУ О ВКУСНОЙ И ЗДОРОВОЙ ПИЩЕ (гл. редактор А.И.Микоян). И тут и там - одинаковая дистанция от реальности. В реальной Америке и реальном СССР все было не так (и не только в 1955 году). Ничего не поделаешь, во всех культурах идеальное не соответствует реальному. И ничего ненормального в этом нет.
Во всяком случае. даже в 1955 году отнюдь не каждая американка могла себе позволить вышеописанный образ жизни (хотя бы потому - да, я тоже догадался - что все это требует от женщины не иметь работы и сидеть на шее у мужа; не вдаваясь в подробности - хорошо это или плохо, следует заметить, что это столь же далеко от американской реальности - что в 1955, что в 2011 годах, как и всеобщее половое воздержание от реальной интимной жизни архиереев РПЦ МП).

Но даже не это странно. Странно, какое отношение перепечатка из американского журнала по домоводству имеет к православной святости (что заявлено в заголовке темы)? Можно только поразиться, какая каша в головах православных, если написанное мало того, что в другой стране и в другую эпоху, но и представителями другой религиозной конфессии, воспринимается как истина, не требующая комментариев.
Впрочем, после цитаты из американского журнала у Степаненки следует своеобразное пояснение, а именно две цитаты из нового завета:

"Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа" (Еф.5:24-33).

"...чтобы старицы... вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие" (Тит. 2:3-5)

Этих цитат для Степаненко вполне достаточно, чтобы завершить его злобную мысль. Однако, уже подписавшись и перечислив свои регалии, автор спохватился:

P.S. Что случилось сейчас с Америкой и нами? Когда от нас ушла мудрость и взаимная жертвенная любовь?

Неужели в Америку? А что касается жертвенной любви, то у всех людей с этим ассоциируется нож и кровь, брызжущая на алтарь. В общем, конец жизни, как таковой. Нож и зарезание - это и есть жертвенность, и сколько не сокращай это сложное уравнение, все равно в остатке останется нож и зарезание.
Ответить на первый вопрос проще: с Америкой случилось то, что святые жены так часто разводили камины, что теперь не могут расплатиться даже за дым. Но это экономика, а Степаненко хотел еще раз нажать на духовность. И это у него не получилось. Наиболее правдоподобное объяснение этого самовыражения: 28 сентября 2011 года Степаненко поругался с женой, которая, видимо, усомнилась в его действиях и стала задавать ему вопросы о его действиях (типа: "Совсем или не совсем ты сбрендил, если такое пишешь на миссионерско-апологетическом портале?") Поругавшись, Степаненко озлобился и написал все вышеизложенное.
Конечно, все нормальные мужики сочувствуют Степаненке: идеальную жену, которая растапливает камин и не задает глупых вопросов, хочется иметь представителям всех конфессий и даже атеистам. Но какое отношение все это имеет к православной святости, не понятно ни из самого текста, ни за-за его пределов.
Атеист отличается от верующего тем, что он уже ответил на те вопросы, которые верующий еще только задает.
ladimir
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: Чт мар 25, 2010 14:24
Откуда: Санкт-Петербург

Пред.След.

Вернуться в Религия в обществе

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 25