Церковь или цирк?
Распространение православия в России идет семимильными шагами. Строятся новые храмы, вводятся должности священников при воинских частях и отделениях милиции, в школах разными путями пытаются ввести изучение православия (хотя большинство школьников выбирает светскую этику)... Множество людей считает себя православными, носит на шее крестики, ходит в храм на рождество и Пасху, несет в церковь крестить детей (какой процент из них понимает символическое значение обряда?), на коробках с маслом можно увидеть надпись «Рекомендовано для употребления в пост» и т.п. На официальных церковных мероприятиях нередко присутствуют президент или премьер, а на государственных — патриарх. В общем, православие сейчас в моде.
Надо заметить, что мода на православие не сделала менее модными такие вещи, как магия, гадания, астрология и т.п. Наоборот — все это расцвело пышным цветом, что и неудивительно, так как сознание, склонное принимать одно, легко принимает и другое. Модно верить во что-нибудь, главное — чтобы можно было, подняв глаза к потолку, сказать «там что-то есть».
И только атеизм и материализм сейчас совсем не в моде. Больше половины людей в России не верят теории эволюции, и если в обществе заявить, что человек произошел от обезьяны (а точнее — просто ею является), то можно нарваться на резко негативную реакцию по поводу «оскорбления чувств верующих». Достаточно потребовать от сторонника телепатии соображений, какие механизмы телепатической связи он может предложить - и наверняка услышишь рассуждения о том, что «мало ли что в мире непознано». Но среди всей этой каши большинство россиян продолжают считать себя православными.
Видимо, от таких успехов у церковных иерархов началось головокружение. И нередко они делают вещи, которые просто трудно понять с точки зрения здравого смысла.
В 2005 г. в селе Кукобой решили сделать музей Бабы-Яги. А почему нет? Есть же в Лондоне на Бейкер-стрит музей-квартира никогда не существовавшего Шерлока Холмса — так почему бы не сделать музей несуществующей Бабы-Яги? И сделали. Нашли актрису, которая роль Бабы-Яги играет. Детям радость... но тут вдруг выступает правящий архиерей Ярославской епархии архиепископ Кирилл - мол, это что за языческие игрища такие? Убрать!. И депутат районного совета Олег Кудрявцев поддерживает его. Что здесь можно сказать? Только то, сказала что одна маленькая девочка - Уля Куликова: «Пусть лучше депутатов всех уволят, а Бабу-Ягу оставят. Потому что она приносит радость всем детям. Она единственная на всю страну».
Подробнее
Подробнее
Непонятно вот что: вряд ли кто-то из создателей музея Бабы-Яги всерьез верит в нее. Для них Баба-Яга — мифический персонаж, героиня народных сказок. И бороться с этим всерьез просто смешно. Неужели РПЦ всерьез считает, что Баба-Яга существует и ее культ — опасное явление, с которым следует бороться? Ведь организаторы музея не призывают людей вести себя как Баба-Яга в сказках! Так в чем опасность?
В другом случае в 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если в «официальной биографии» Деда Мороза будет указано, что он принял крещение. То-есть языческий по своей сути персонаж должен повесить на себя православный крест? Ну давайте еще покрестим Зевса с Перуном...
Подробнее
Сторонники православия любят говорить, что православие — часть русской културы. Но ведь Баба-Яга и Дед Мороз — тоже часть русской культуры! Причем более древняя. И главное — организаторы этих проектов не ставят избушку Бабы-Яги на территории храма, они не вмешиваются в дела церкви. Так с какой стати РПЦ вмешивается у нас во все, что угодно, становясь этакой полицией нравов?
Или вот совсем свежий пример. 4 марта 2010 г Патриарх Всея Руси (хотя РПЦ — еще не вся Россия) Кирилл вдруг нанес визит в Московский инженерно-физический институт (МИФИ) и провел беседу со студентами. Студентам пообещали, что каждый сможет задать вопрос патриарху. Однако по информации со студенческих форумов вопросы перед их передачей патриарху отбирала специальная комиссия, так что «неудобные» вопросы, скорее всего, до патриарха не дошли. Был задан, в частности вопрос, не являются ли черные дыры, темная материя и темная энергия творением дьявола. В ответ партиарх призвал к благоговейному изучению черных дыр...
Но наибольший шум вызвало другое: на территории института взамен скульптуры с лозунгом «Дорогу осилит идущий» установили православный крест. Позже рядом с крестом
установили пояснительный щит: «Поклонный крест воздвигнут 2 марта 2010 г. в память о сотрудниках и выпускниках МИФИ, отдавших свои жизни а полях сражений при создании ядерного щита нашей Родины и ликвидации последствий техногенных катастроф." Но корректно ли ставить православный крест в память о людях, которые наверняка далеко не все были православными (думаю, что большинство не было таковыми)? Студенты теперь протестуют, пишут обращения к ректору и собираются даже заявлять в прокуратуру. И они правы - ведь место кресту — в храме или дома у веруещих, а не в МИФИ.
Вот и возникает вопрос: зачем церкви все это нужно? Неужели ее деятели не понимают, что такими действиями они только выставляют ее (и самих себя) в смешном свете? Зачем устраивать цирк, борясь против Бабы-Яги, предлагая крестить Деда Мороза и втыкая кресты куда ни попадя? А если такая политика будет продолжаться — то останется только по предложению кого-то из студентов прибить к кресту в МИФИ табличку: «Здравый смысл. 1942 (год основания института) – 2010»