gogosha писал(а):я не спорил про хронологию
Я говорил что до Возрождения (до 15 века) люди верили в чудеса, а потом перестали. Наша задача понять почему это произошло, почему Рабле стал высмеивать "традицию". это тема для отдельного разговора, у меня есть определенные мысли по этому поводу, я готов обсуждать. Если вкратце то реформация это результат очищения "креационизма" от примесей "манифестационизма", то есть от скрытых элементов язычества.
Я был бы Вам признателен, если б Вы осветили новую тему о причинах того, что люди перестали верить в чудеса, в которой бы и изложили свои взгляды по этому поводу. Это очень интересно и познавательно. Возможно, верить не перестали, но появилось достаточно организованное движение
рационализма. Вспомним, что во время появления
рационализма в исламских странах тоже наблюдался отход от мистики и канона к релмигиозному плюрализму практически вплоть до атеизма, и виной тому было распространение греческого наследия, стремления к знаниям, научному обобщению (см., например,
А.Боннар. Рождение науки в Греческой цивилизации.). Уклон к рационализму и отход от веры в чудеса всегда вызывается менталитетом, основанным на причинно-следственности. Точно также и с началом широкого книгопечатания греческое наследие стало достоянием достаточно широких народных масс. Тот же Рабле обильно цитирует греко-римские произведения, его герои постоянно сравниваются с греческими. Как можно было в таких условиях воспринимать Библию с ее мифологией, которая также стала очень доступной, серьезно? Не только католическое духовентво находилось в прицеле сатиры, но и сама христианская вера.
а вот экономических мотивов в реформации не было никаких. здесь я ссылаюсь на классический источник - "Макс Вебер Протестанская Этика и дух капитализма". Если Вы не согласны с Вебером, приводите свои факты и будем обсуждать.
Я не рассуждал только о макроэкономике, политических формациях и т.д. Конечно, можно сказать, что обветшалое католическое вероучение противоречило новым классовым условиям. В руках духовенства и монастырей сосредоточено было громадное количество населенных имений, иногда чуть не половина всей территории. Обеднение дворянского сословия привело к стремлению к овладению поземельной собственностью старого клира и монастырей (характерно, что в эпоху французских религиозных войн гугенотская партия имела характер преимущественно дворянский). Мотивов экономического характера масса.
Но я имел в виду также внутрицерковные экономические отношения и экономические отношения между светской властью и религиозной. Новые церковные образования, появившиеся в ходе реформации, тоже были не прочь потянуть одеяло на себя (как в свое время это стремились делать священники локальных яхвистских культов в Израиле, чьи интересы совпадали с интересами местной аристократии. История и здесь возвращается.).
Католическая же реформация была во многом реакцией на эти политико-экономические новшества. С чисто политической точки зрения католицизм стремился в международной политике к подавлению национальной независимости, протестантизм же, наоборот, связывал свое дело с делом национальной независимости. Елизавета Английская, Вильгельм Оранский, Генрих IV французский, Густав-Адольф шведский стремились освободиться от гегемонии католической церкви.
так я же с вами согласился по поводу "нюансов"! я возражал по вопросу глубинного понимания сути религии массами. Для средневекового человека все вокруг было "живое" и "чудесное", мистическая связь с "землей-матушкой" была очевидной и вполне рациональной. таким образом библейские тезисы вполне органично усваивались.
Вероятно, мистическая связь с "землей-матушкой" была "очевидна" как раз для простонародья по причине плохого знакомства с зигзагами и хитросплетениями богословия, основанного на Библии, и в этом сохраняла языческие черты "манифестационизма", курсом же иудейской религии начиная с периода, предшествующего вавилонскому плену, было, напротив, выделение "Творца" от его "творения". "Живое" и "чудесное" мыслилось исключительно как прерогатива надмирного Яхве.
поэтому нельзя равнять средневекового человека и современного голландца-нигилиста с айфоном в ушах.
Немалое значение в том, что христианство смогло завоевать греко-римский мир, имеет тот особый мистицизм, что восходит к идеям Второзакония, в котором Бог становится трансцендентным. Это более высокая ступень мышления для авраамического мира, известного ранее зурванизму. Но и западный мир покоряет не простой буддизм, а прежде всего такие его формы, как чань (дзен). В конце концов тот же дзен вдохновил такие мощные философские западные течения, как экзистенциализм.
А Кант со своми "божественными доказательствами" и сегодня является авторитетом.
Поэтому не торопитесь вы хоронить религию. В той или иной форме она будет всплывать. Хотя бы до тех пор, пока не достигнуто физическое бессмертие или хотя бы устранены земные невзгоды. С таким же успехом можно ждать второго пришествия.