Иначе общался с Яхве мифологический Моисей:
к нему ревновала Мириам. )). Моисей - пророк высшего уровня, равного которому не провозглашалось (у христиан его уровня только Иисус). Иезекииль увидел нечто, напоминающее типичный онейроид - сказочные видения и слова, обращенные к нему."устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит",
(Числа 12:8)
Слово прозорливец прилагается в последующее время к Садоку, Гаду, Самуилу, Еману, Иоилю, Ананию, Асафу, Идифуну, Амосу и др. (II Цар. XXIV, 11, I Пар. IX, 22, XXV, 5, II Пар. IX, 29, XVI, 7, XXIX, 30, XXXV, 15, Амос VII, 12, Мих. III, 7). Существовала даже книга, вмещавшая в себе записи изречений прозорливцев и называемая Записями Хозая. Но пророки были не только у Израиля (вспомним Валаама, который своими пророчествами был известен аж до Вавилонии). Интересный материал для сопоставления дают клинописные архивы Мари, в которых упоминаются харизматические личности, вдруг являвшиеся ко двору и изрекавшие послания от имени того или иного бога.Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: "пойдем к прозорливцу"; ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем.
(1 Цар. 9:9)
Здесь на горе постоянно толпился "сонм пророков", которые кормились этим. Вспомним, что Саул тоже должен был заплатить Самуилу за то, что тот поможет найти ему пропавших овец.5 После того ты придешь на холм Божий, где охранный отряд Филистимский; [там начальники Филистимские;] и когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют;
6 и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком.
(1 Цар. 10)
А потом и на него нашло "пророчествование"вот в этом городе есть человек Божий, человек уважаемый; все, что он ни скажет, сбывается; сходим теперь туда; может быть, он укажет нам путь наш, по которому нам идти.
7 И сказал Саул слуге своему: вот мы пойдем, а что мы принесем тому человеку? ибо хлеба не стало в сумах наших, и подарка нет, чтобы поднести человеку Божию; что у нас? (1 Цар. 9:6-7)
С точки зрения клинической психологии это может быть проявлением индуцированного психоза, когда даже здоровый человек, находясь среди психически больных, подвержен такому же психотическому влиянию.10 Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них.
11 Все знавшие его вчера и третьего дня, увидев, что он с пророками пророчествует, говорили в народе друг другу: что это сталось с сыном Кисовым? неужели и Саул во пророках?
Ап. Павел писал:
Хотя с периода написания книг Самуила до Павла прошло много веков, и наверняка изменилась среда и представления, но во времена Павла религиозная обстановка в религиозной среде (представителей назорейской ереси, названной в дальнейшем христианство, и в среде ожидающих мессию иудеев) была до крайности обостенной. Однако же откуда известно, что сии "пророки" действительно говорили "от Бога"? По свидетельству Цельса таких прорицателей было бесчисленное множество:"27. Если кто говорит на [незнакомом] языке, [говорите] двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй...И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.30. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.31. Ибо все один за другим можете пророчествовать."
"Многие безвестные личности в храмах и вне храмов, некоторые даже нищенствующие, бродящие по городам и лагерям, очень легко, когда представляется случай, начинают держать себя, как прорицатели. Каждому удобно и привычно заявлять: "Я - бог, или дух божий, или сын божий. Я явился. Мир погибает и вы, люди, гибнете за грехи. Я хочу вас спасти. И вы скоро увидите меня возвращающимся с силой небесной. Блажен, кто теперь меня почтит; на всех же прочих, на их города и земли я пошлю вечный огонь... А кто послушался меня, тем я дарую вечное спасение". К этим угрозам они вслед за тем прибавляют непонятные, полусумасшедшие, совершенно невнятные речи, смысла которых ни один здравомыслящий человек не откроет; они сбивчивы и пусты, но дураку или шарлатану они дают повод использовать сказанное, в каком направлении ему будет угодно".
Понимали ли сами пророки, что они изрекали на "иных языках"? Логичнее предположить, что это был бред религиозного фона, который привычно принимали за "божьи откровения".и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать
Всех их было человек около двенадцати
(Деяния 19:7-8)