1 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
2 И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.
3 И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.
4 Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
(Исход 32)
Но оказывается, тельца израильтяне сделали неспроста. И виноват в этом отчасти сам мифологический герой Иаков. Перед своей смертью он сделал духовное напутствие, которое предание передает в стихах главы 49 книги Бытия, где он благословляет и пророчествует о замечательной судьбе 12-ти "колен" своих:
22 Иосиф -- отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною;
23 огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы,
24 но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,
(Бытие 49:24)
Все дело в этом эпитете - "мощный Бог Иакова" ("абир Иакоб"). Однако в финикийских текстах из Угарита слово "аббир" означает "телец" (J. McKenzie. Op. cit., p. 409). Долгое время образ бога Яхве израильтяне видели именно в таком виде. Т.е. по пришествии в Ханаан израильские племена воприняли культ Яхве от северных финикийских соседей в виде "тельца", а сама легенда об Иакове, который "благословлял" своих сыновей в Египте, появилась уже после укоренения племен в верховьях Ханаана.
Видимо, это мифологическое наследие древних веков, запечатленное в яхвистской легенде об Иакове, не давало покоя вплоть до времен поздних израильских царей. Вот как рассказывает об этом 3-я Царств:
26 И говорил Иеровоам в сердце своем: царство может опять перейти к дому Давидову;
27 если народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то сердце народа сего обратится к государю своему, к Ровоаму, царю Иудейскому, и убьют они меня и возвратятся к Ровоаму, царю Иудейскому.
28 И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской.
29 И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане.
30 И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному из них, даже в Дан, [и оставили храм Господень].
(3-я Царств гл. 12