Сестра милосердия писал(а):Не было у евреев в те /кочевые - Atmel/ времена ни особой культуры, ни грамотности, нравы были жестокие и примитивные. Можно ли их сравнить с оседлыми, культурными, богатыми народами Месопотамии?
И вдруг у еврейского народ появляется Закон, устанавливающий моральные нормы, не уступающие, а в чем-то превосходящие таковые нормы культурных народов?
shand1980 писал(а):Библейская наука сомневается, что у евреев кочевого периода был Моисеев закон.
Вы еще Паралипоменон, появившуюся в 4-м веке до н.э., в пример приведите. Книги Царей (3-я и 4-я Царств по синодальной Библии) написаны в вавилонском плену, когда и формировался окончательно т.н. Моисеев закон. Кроме того shand1980 выделил в цитате "Жреческие кодекс", явившийся заключительным этапом в создании идеологии, отображенной в Торе (Моисеевом Пятикнижии):Сестра милосердия писал(а):Кочевой период окончился поселением евреев в Египте.
40-летнее странствие по пустыне вряд ли правильно считать кочевьем – ведь была намечена цель, к которой медленно, но верно они продвигались.
Тогда же был дан Закон.
Что касается библеистики, то я стараюсь держаться от неё подальше. Она мне действует на нервы. Олег Нагорный мог бы говорить по сути Ваших возражений.
Я же приведу только один эпизод.
Вы утверждаете, что о Законе ничего не говориться в исторической части Библии (книгах судей и царств) и на этом основании предполагаете, что никакого Закона Моисей не давал, и это позднейшие выдумки.
Но как Вы тогда объясните такой текст
1 В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского.
2 Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии.
3 И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его;
4 он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.
5 На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него.
6 И прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею.7 И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему.
(4Цар.18:1-7)
Итак, Езекия соблюдал Закон, данный Богом Моисею.
Выходит, что знали евреи о Законе, но соблюдать его им очень не хотелось, ведь гораздо проще и приятнее иметь дело с языческими богами, не требующими под страхом смерти соблюдения моральных норм.
И для различения Яхвиста и Жреческого кодекса в составе Торы есть все основания....Между тем жизнь еврейского народа в упомянутых ветхозаветных книгах изображается так, как будто они и не слыхали о том, что существуют требования и предписания Жреческого кодекса.
Что же самого Закона Моисея, то он действительно не был дан на некой горе Хорив (Синай), а формировался постепенно в течении многих столетий. А ранее Езекии никто предписаний Жреческого кодекса не знает. Даже Самуил и Давид не видят ничегошеньки плохого в исполнении ритуалов Яхве на высотах, и т.д., хотя Второзаконие и Жреческий кодекс (подразумевая несколько разные термины) категорически настаивают на искоренении высот и периферических жертвенников. Никто не празднует Пасху даже во времена Давида - последний раз до него ее празднует Иисус Навин), только празднуют новомесячие и субботы (причем с другим, чем в Жреческом кодексе, смысле), как и все семиты. В общем, материала предостаточно, ссылка Вам уже давалась.
И не забывайте, что книга Закона не могла быть написана во времена мифологического Моисея, как это несколько раз утверждает Второзаконие, так как у израильтян еще не было письменности. Можно предположить, что позднее, до царя Езекии какой-то письменный свод предписаний религиозного характера существовал, но говорить о том, что по своему содержанию это был знакомый нам по Библии "Моисеев закон", полностью безосновательно.
Тенденциозная обработка жреческой рукой исторических и законодательных книг в русле новой идеологии проглядывает всюду. Вот пример: Паралипоменон указывает, что с высотами впервые стал расправляться еще Иосафат:
Однако 3-я Царств говорит нам абсолютно противоположное:И воцарился Иосафат, сын его, вместо него; и укрепился он против Израильтян. <...>
6 И возвысилось сердце его на путях Господних; притом и высоты отменил он и дубравы в Иудее.
(2-я Паралипоменон, гл. 17)
42 Тридцати пяти лет был Иосафат, когда воцарился, и двадцать пять лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Азува, дочь Салаиля.
43 Он ходил во всем путем отца своего Асы, не сходил с него, делая угодное пред очами Господними. Только высоты не были отменены; народ еще совершал жертвы и курения на высотах.
(3-я Царств, гл. 22)
Книга "Паралипоменон" ("Хроник") также пытается представить, будто Иосафат рекламировал по Иудее некую "книгу Закона":
Однако та же книга 4-я Царств об этом ни словом не обмолвилась. Напротив, она утверждает, что книга Закона найдена гораздо позднее, как гром среди ясного неба, при ремонте Храма Яхве в Иерусалиме:7 И в третий год царствования своего он послал князей своих Бенхаила и Овадию, и Захарию и Нафанаила и Михея, чтоб учили по городам Иудиным народ,
8 и с ними левитов: Шемаию и Нефанию, и Зевадию и Азаила, и Шемирамофа и Ионафана, и Адонию и Товию и Тов-Адонию, и с ними Елишаму и Иорама, священников.
9 И они учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня; и обходили все города Иудеи и учили народ.
(Пар., гл. 17)
8 И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем. И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал ее.
9 И пришел Шафан писец к царю, и принес царю ответ, и сказал: взяли рабы твои серебро, найденное в доме, и передали его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню.
10 И донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан пред царем.
11 Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои.
(4-я Цар, гл. 22)
Согласно 4-й Царств ни один из царей до Езекии, "делающих угодное в очах Яхве", даже не пытается бороться с высотами. Впервые начинает такую борьбу Езекия ((4-я Цар., 18). В сущности, это была попытка справится с сельской аристократией, которая придерживалась традиционных локальных яхвистских культов, через централизацию религиозного культа в столице и таким образом попытка укрепления царского единоначалия. Это и было закреплено в конце концов во Второзаконии в ходе "девторономической реформы" (по английски Второзаконие - Deuteronomy), закреплено письменно путем "нахождения" жрецами т.н. "книги Закона" при реконструкции Храма Яхве по заказу царя Иосии, решившего придать такой централизации обоснование в самых высших инстанциях. И этот текст после дальнейшей жреческой обработки в вавилонском плену (или сразу после покорения Вавилонии персами) лег в основу канонического Второзакония. Готовое Второзаконие было в числе тех "богооткровенных книг", приписанных Моисею, которые читал населению, оставшемуся еще с периода плена в Иудее, Ездра по прибытию со своей миссией из Вавилонии в Иерусалим (см. Неемия, гл. 8).
Относительно начала празднования Пасхи тоже разночтения между Паралипоменон и 4-й Царств. Книга Царств говорит, что Пасху начал праздновать царь Иосия после "нахождения" книги Закона, а более поздняя послевавилонская Паралипоменон - что эту традицию возобновил еще Езекия.
Так что вектор идеологической обработки налицо. И он ясно указывает направление этой обработки, ее цель.