Вторая книга Царств (последняя глава 24) рассказывает о том, как Давид задумал исчислить евреев.
- Код: Выделить всё
1 [b]Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду[/b].
2 И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым [и Иудиным] от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа.
3 И сказал Иоав царю: Господь Бог твой да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего царя да увидят это; но для чего господин мой царь желает этого дела?
4 Но слово царя Иоаву и военачальникам превозмогло; и пошел Иоав с военачальниками от царя считать народ Израильский.
5 И перешли они Иордан и остановились в Ароере, на правой стороне города, который среди долины Гадовой, к Иазеру;
6 и пришли в Галаад и в землю Тахтим-Ходши; и пришли в Дан-- Яан и обошли Сидон;
7 и пришли к укреплению Тира и во все города Хивеян и Хананеян и вышли на юг Иудеи в Вирсавию;
8 и обошли всю землю и пришли чрез девять месяцев и двадцать дней в Иерусалим.
9 И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч.
10 И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я.
За этот странный "грех" Давиду Господм дается на выбор три альтернативы:
- голод в стране семь лет
- три месяца военных неудач
- три дня в стране моровая язва
В руки человеческие Давид попасть не восхотел, потому было выбрано третье наказание - моровая язва всему народу. Но здесь смущает еще то, что на это деяние - исчисление - Давида подвинул сам Яхве! Другой странный момент - это то, что в другой книге, которая во многом повторяет повествование книги Царств - книге Паралипоменон (Хроники) это объясняется тем, что на исчисление побуждает сделать уже не "гнев Господень", а сатана:
- Код: Выделить всё
И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян. (1Пар. 21:1.)
Так где же истина, риторически вопрошают верующие? И тут фантазия верующих начинает работать в полную силу, производя на свет тонны демагогии.
Д.О.Юнак писал(а):Бог не побудил Давида к исчислению народа, но Он допустил Давида к этому. Почему? Давид достиг славы после победы над филистимлянами (1Цар. 18,6-7). Когда они шли при возвращении Давида с победы над филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и кимвалами. И восклицали, игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч! Потом он увидел, как все окружающие народы укрепляются, и это, по-видимому его встревожило. Кроме того, даже его сын Авессалом восстал против него. Теперь, будучи окруженным со всех сторон врагами, Давид был очень потрясен. Он начал взывать к Богу о помощи: (Пс. 3,2-3; 12,2-3) Господи! Как умножились враги мои! Многие восстают на меня. Многие говорят душе моей: Нет ему спасения в Боге… Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня? Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
Видя, что нет никакой помощи от Бога, он впадает в уныние и говорит: И душа моя сильно потрясена, Ты, же, Господи, доколе? (Пс. 6,4)
Теперь сатана использует момент, когда Давид в таком критическом положении и побуждает его исчислить свой народ, чтобы он видел свое могущество и не надеялся на помощь Божью. Но Давид был предупрежден об этом: (1Пар. 21,3) И сказал Иоав: Да умножит Господь народ Свой во сто раз, сколько есть его. Не все ли они, господин мой царь, рабы господина моего? Для чего же требует сего господин мой? Чтобы вменилось это в вину Израилю? (см. 2Пар. 24,3).
Только когда исчисление было сделано, и список был подан Давиду, совесть его проснулась, и он дал себе отчет, что нехорошо поступил: И сказал Давид Богу: весьма согрешил я, что сделал это. И ныне, прости вину раба Твоего, ибо я поступил очень безрассудно (1Пар. 21,8; 2Цар. 24,9).
Из этих слов Давида видно, что он сам сделал это исчисление по упорству сердца своего. Предупреждение было дано, но он не принял его, тогда Господь не воспрепятствовал ему сделать преступление.
Из этого видно, что Господь не побуждал Давида сделать исчисление, а лишь не препятствовал ему сделать это.
Далее, если мы внимательно исследуем эти места, то заметим следующее: во 2Цар. 24,1 слово он написано не с заглавной, а с прописной буквы, а это значит, что оно не относится к Богу. Ведь в Библии все местоимения, относящиеся к Богу пишутся с большой (заглавной) буквы. Значит местоимение он в этом стихе относится к кому-то другому, а именно, как выясняет место 1Пар. 21,1, к сатане.
Вот так - пусть прямо написано, что "гнев Господень возгорелся", ан нет, это сатана во всем виноват. Отметим особо последнюю фразу нашего апологета: "слово он написано не с заглавной, а с прописной буквы, а это значит, что оно не относится к Богу". Правильно - написано с прописной буквы, но разве местоимение, обозначающее "гнев Господень", должен обязательно именоваться тоже с заглавной? Да еще и понимая тот факт, что иврит не различает "заглавные" и "прописные" буквы, и здесь все отдается на усмотрение переводчиков и переписчиков, как мы можем делать далеко идущие выводы? И нет ничего удивительного в контексте сказания в том, что "гнев Господень" заставил Давида сделать исчисление - ведь он за что-то " опять разгорелся на израильтян", а потому и репрессии за это возлагаются на них.
Сердце Давида "вздрогнуло" по причине того, что иудеев (соплеменников Давида) оказалось много меньше, чем представителей других колен - о какой совести тут можно вести речь? Испугался Давид, и поспешил за помощью к своему божественному покровителю.
Но что нам все-таки делать с сатаной? Ведь в Паралипоменон прямо прописаны происки сатаны? Все встает на свои места, когда мы примем во внимание, что Паралипоменон написана не в 6-м веке до н.э., как 2-я книга Царств, а уже в 4-м, когда зловещая фигура сатаны уже замаячила в Писаниях евреев, воплощая до некоторой степени тот дуализм, которым яхвизм заразился от мидо-персов после освобождения евреев из вавилонского плена (в их религии злобный Ариман всегда противостоял троице благих богов - Ахура-Мазде, Варуне и Митре, в то время как даже во время вавилонского пленения у евреев утверждался строжайший монизм - см. Втор.32:39, Второ-Исаия 45:7, а некий "злой дух от бога" и "дух лживый" были на посылках у Яхве - см. 1Цар.16:15-16,23; 18:10; 19:9, дух лживый - 3Цар.22:19-23).
Так нужно ли изобретать какие-то «разъяснения» этому противоречию между Книгой Царей и Паралипоменон, если есть ему разумное объяснение?