Крупин » Вс дек 01, 2013 08:38
Вавилонские корни Библии проявляются не только в заимствовании каких то пунктов вавилонского законодательства. Библия, вернее её первая часть – Пятикнижие, началось со сказки, написанной неким Вавилонянином (условное обозначение), сочувствовавшим депортированным евреям, в Междуречье пленного периода. Соображения об этом писателе: возможно сын вавилонского писца и еврейки, унаследовавший от матери сочувствие к её народу, а от отца научившегося вавилонской клинописной письменности. Прекрасно знаком с вавилонской литературой и мифологией, но совершенно не знает истории с географией. Описывая эдемский сад, пишет о четырёх реках, являющихся рукавами-разветвлениями исходной реки. Две реки: Тигр и Евфрат близки и их можно воспринять как рукава, но туда же автор относит … Нил. Значит, его мнению Египет находится на севере (от Вавилонии).
Отец Авраама со всем семейством мигрируют в Ханаан. Но «по дороге» глава семейства умирает в … Харране (вверх по течению Тигра и Евфрата). Понятно, автор считает, что Ханаан туда же, где Египет – на север. Почему умер в Харране? Видимо, познания автора ограничивались этим пунктом, а про Ханаан он практически ничего не знал.
История про иосифа и семь тощих лет. Семь лет засухи в Египте подряд… Автор не в курсе о ежегодных разливах Нила. Причём засуха синхронна как в Египте, так и в Ханаане – год в год. Т.е. как Египет, так и Ханаан орошаются дождями одновременно и урожайность по годам одинакова. Такого не мог написать житель Ханаана, прекрасно знавший разницу.
Для Ханаана дождь никакое не бедствие, а благо. Евреи, живущие в Ханаане никак не могли принять близко к сердцу миф о всемирном потопе. Это могли сделать лишь пленные евреи, ощутившие мессопотамское буйство стихии нпа собственной шкуре.
Таким образом, Пятикнижие начиналось со сказочной истории, написанной Вавилонянином клинописью на шумерском языке (либо каком то другом клинописном языке Вавилонии). Поскольку автор, проживая вне еврейской общины, не был скован догматами иудаизма, он творил как ему вздумается. Бог получился «живым» существом – могучим, но не всемогущим великаном, имеющим человеческие свойства характера, далеко не всегда могущим просчитать результаты своих действий (недооценил коварства змея, например).
Сюжет про освобождение из египетского плена «запал в душу» пленников, мечтавших об освобождении из настоящего вавилонского плена, настолько, что литературный персонаж – Моисей «ожил» в сознании депортантов. Иудейское жречество сообразило, какую выгоду можно из этой истории извлечь.