Stalker писал(а):Насчет бога/небога все упирается в определение бога. В любой, даже самое монотеистической религии всегда есть некие посредники между богом и человеком. Пророки в иудаизме и исламе, святые в христианстве. Они как бы вроде как простые люди, но приближенные к богам и нередко имеют сверхъестественные способности. (Именно
то я имел в виду, когда писал что "Иисус для синоптиков — обычный человек"). В этом плане Иисус синоптиков недалеко ушел от какого-нибудь Илии или Елисея. Ну а "подобосущность отцу" вещь растяжимая, человек тоже создан по образу Бога.
Насчёт синоптиков согласен. С поправкой на то что всё таки кое какие поздние добавления в синоптический материал евангелисты делают, но всё таки в целом согласен. Я об этом и выше пишу. Но вы сказали что учение о том что Иисус просто человек просуществовало до 6-го века и называлось арианством. Это не так. И подобосущность отцу вещь не настолько растяжимая.
Это похоже на влияние гностицизма. Логос — орудие Бога, посредством которого он воздействует на материальный мир. Вопрос — бог ли Логос — опять же зависит от определения бога.
Это не гностицизм, это Филон Александрийский. Хотя видимо первая ортодоксия - это синтез гностицизма и иудеохристианства, тут вы правы. По крайней мере так выходит если смотреть какие книги вошли в канон НЗ. Вопрос Бог ли Логос вероятно должен зависеть от того кем его считали писатели епископской церкви второго века чью традицию продолжает не только никейская ортодоксия но и арианство тоже.
Тут вопрос скользкий. Что такое ортодоксия? Это, буквально, "правильное мнение".
Давайте определимся с терминологией. Ортодоксией мы называем разумеется не правильное мнение, а мнение в последствии победившее и в силу этого представленное в документах наиболее подробно. М-м-м получается то, которое само себя громче всех называет ортодоксией
Я выделяю две ортодоксии - первую(иначе "раннюю") и никейскую. Первая ортодоксия - это победившее мнение римских и восточных епископов о том что бог Ветхого Завета - это Бог Отец и что Иисус - это воплощенный Бог сын, как вариант Логос, Мудрость ect. Конкурирующие мнения - что Иисус человек-раввин, либо что он ангел Яхве, либо что Иисус - Логос, но Логос другого неведомого иудеям бога были этими ребятками отвергнуты. Победившее мнение ничего не говорит о том разные ли боги Отец и Сын, Сын модус Отца или они два в одном но не равны или они два в одном и равны. Всё это стало предметом дальнейшего спора и многочисленных ересей. Но эти многочисленные срачи шли уже в рамках того что Иисус - это бог, а не раввин и Отец - это Яхве. Ариане это одно из течений спорящих в этих рамках, которые Иисуса человеком не считали. Соответственно никейская ортодоксия образовалась как некая точка уже в этих спорах.
Естественно, правильное с точки зрения господствующей церкви (по принципу - есть два мнения, мое и неправильное). Например (как написано в Википедии), после Никейского собора было три, закончившихся победой ариан - Тирский, Миланский и Антиохийский. Естественно, современная церковь их не признает. А победили бы ариане - наоборот, Никейский собор признали бы еретическим и старались упоминать как можно реже. Забавно, что даже после Первого Константинопольского собора (381 г) арианство было осуждено фактически только в самом Константинополе, во всех остальных странах оно процветало. Так что на самом-то деле ересью было как-раз тринитарство, а арианство — мейнстрим тогдашнего христианства.
Ересью была идея взять 27 книг разных сект и сказать что у них один автор - Дух Святой. Все остальные ереси - это производное от этой
Не вижу смысла искать кто из фантазёров первой ортодоксии придумал свою версию взаимоотношений Отца и Сына раньше или запудрил моск людям успешней
P.S. Дулуман утверждает, что даже на Никейском соборе Иисуса еще не признали полноценным богом. В символе веры бог-Отец называется именем Теос, то есть бог, а Иисус — всего лишь Кириос, то есть господин.
Не знаю что значит "полноценным". Про то что его признавали богом со второго века я вам сказал. Любой хоть сколько нибудь объёмно писавший о христианстве писатель второго века которого вы найдёте в сети вам это подтвердит. Игнатий, Юстин, Феофил, Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский(двое из перечисленных употребляют термин "троица" кстати) и тд...