Guravka писал(а):Хорошо, насчёт Тира ситуация нелогичная.
Нелогичная, еще и потому, что у автора кн. Исайи есть более интересный отрывок. Смотрите, что пишет т.н. "Иезекииль"
19 когда Я сделаю тебя городом опустелым, подобным городам необитаемым, когда подниму на тебя пучину, и покроют тебя большие воды;
20 тогда низведу тебя с отходящими в могилу к народу давно бывшему, и помещу тебя в преисподних земли, в пустынях вечных, с отшедшими в могилу, чтобы ты не был более населен; и явлю Я славу на земле живых.
21 Ужасом сделаю тебя, и не будет тебя, и будут искать тебя, но уже не найдут тебя во веки, говорит Яхве Бог
А вот что пишет т.н. "пророк Исайя" о том, что будет после разрушения:
17 И будет, по истечении семидесяти лет, Яхве посетит Тир; и он снова начнет получать прибыль свою и будет блудодействовать со всеми царствами земными по всей вселенной.
18 Но торговля его и прибыль его будут посвящаемы Яхве; не будут заперты и уложены в кладовые, ибо к живущим пред лицем Яхве будет переходить прибыль от торговли его, чтобы они ели до сытости и имели одежду прочную. (ис. гл. 23)
По истечении 70 лет (эта цифра символическая, а не точная) жителей Тира бог Яхве "прощает". Для чего Яхве "посетил" Тир, чтобы он снова "блудодействовал"? Как и везде, еврейские религиозные жрецы-фантазеры опять втиснули своего бога в ход истории, как затычку. То у них царь Вавилонии стал поклонником Яхве, то Кир ведом им же, то одну империю создаст только для того, чтобы кого-то там опять наказать, то другую... А Вы знаете, каким образом торговая прибыль, получаемая тирянами, посвящалась богу Яхве? Я - нет.
Guravka писал(а):А как с Вавилоном? Было предсказано, что город "Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем" (Исаия 13:20) Как Вы думаете, что подразумевалось в этом пророчестве и исполнилось ли оно?
Еврейские священные предания - историческая каша. Книга пророка Исайи имеет трех авторов - Перво-Исайю (формально до гл. 39, но последние главы, 36, 37, 38 и 39 - вставки из книги Царств, см. уже приведенную
ссылку), Второ-Исайю (гл. 40-55) и Третье-Исаю (самое окончание) и целую кучу редактирований и вставок. Фактически же, уже Перво-Исайя представляет из себя труд жрецов за длительный период времени. Данное "пророчество о Вавилоне" не то чтобы не исполнилось, оно полно исторических нессответствий.
1 Пророчество о Вавилоне, которое изрек Исаия, сын Амосов.
...
9 Вот, приходит день Яхве лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.
...
14 Тогда каждый, как преследуемая серна и как покинутые овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю.
15 Но кто попадется, будет пронзен, и кого схватят, тот падет от меча.
16 И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жены их обесчещены.
17 Вот, Я подниму против них Мидян, которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту.
18 Луки их сразят юношей и не пощадят плода чрева: глаз их не сжалится над детьми.
19 И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра,
20 не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там.
Здесь говорится, что Вавилон будет разрушен мидянами. Верующими указывается на персидское завоевание Вавилонии мидо-персами. Однако из внебиблейских источников известно, что Вавилон не только не был разрушен персами, но и сделался персидской резиденцией. Геродот об этом пишет неверно. Жители Вавилона открыли ворота мидо-персидской армии и кровопролития не было, было только небольшое сражение под Описом, у впадения этой реки в Тигр. Более того, никаких вавилонских идолов не было разрушено, совершенно напротив, статуи богов, свезённые Набонидом в Вавилон перед осадой, были возвращены на их прежние места - хотя Набонид поклонялся традиционным вавилонским богам Мардуку, Нергалу, Шамашу и др., на первое место он постепенно стал выдвигать культ бога луны Сина, который в действительности не являлся традиционным вавилонским богом, а был по своей символике и формам поклонения верховным арамейским божеством.
Персы взяли под охрану вавилонские святилища, и культ отправлялся все время беспрепятственно. Жречеству Вавилонии персы оказывали всяческое покровительство. Эта политика была частью имперской политики Кира, который разрешал религиозные культы всех покоренных им народов, чем объясняется и дозволение восстановить и храм Яхве в Иерусалиме.
И ещё. Как Вы считаете, как книга Даниила могла так быстро войти в число священных текстов? Ведь она есть в Септуагинте и этот перевод должен был быть сделан спустя максимум лишь несколько десятилетий с момента окончательного написания книги. Хотя в Септуагинте книга вроде бы немного отличается от общепринятого современного текста...
А что тут удивительного, учитывая небольшое значение этой книги для иудеев? Септуагинта переводилась в течении почти двух веков, с 3-го по 2-й век до н.э., и, видимо, была переведена в числе последних.