Roland писал(а):https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B6%D0%B8%D0%B5#.D0.A1.D0.B0.D0.BC.D0.B0.D1.80.D0.B8.D1.82.D1.8F.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D0.9F.D1.8F.D1.82.D0.B8.D0.BA.D0.BD.D0.B8.D0.B6.D0.B8.D0.B5
Не все так просто.
Существует два варианта книги, которые содержат большое количество разночтений. Но при этом не обязательно, что все разночтения в одном варианте являются более древними, а в другом - более поздними. Нужно смотреть на каждое разночтение отдельно.
Я соглашусь с утверждением, что текст самаритянского Второзаконие содержит большое число более поздних разночтений, но в случае с выражением
"... место, которое выбрал Яхве, Бог твой", дело обстоит иначе.
Относительно места, где Иисус Навин соорудил алтарь.
Вполне возможно, что и самаритянский, и иудейский варианты не являются оригинальными. Вероятно, в первичном варианте истории о сооружении алтаря рассказывалось о том, что алтарь был построен сразу после перехода реки Иордан, где-то в районе "Гилгала".
Если предположить, что авторы Второзакония предписывали совершать жертвоприношения не в Иерусалимском храме, а где-то в другом месте, то вряд ли они сидели при дворе царя Иосии.