Крепость Эла, найденная археологами Еврейского Университета, может доказать сущестрование объединенной монархии X в до н.э.
http://www.hunews.huji.ac.il/articles.a ... &artID=932
taras писал(а):Интересно, а как она может это доказать?
Теоретически объединенная монархия могла существовать, но под доминированием северного Израиля.
Часть территории Иудеи в Х-ІХ веках до н.э. могла входить в состав Израильского царства.
Самое раннее внебиблейское упоминание о царстве Иудея - анналы ассирийского царя Тиглатпаласара ІІІ.
Среди данников он упоминает царя Иудеи Йаухазу (ивр. Йсхоахаз, библейский Ахаз).
Это упоминание датируется 743г. до н.э.
В анналах ассирийского царя Адад-нирари ІІІ перечислены палестинские данники, которые покорились ему и принесли дань в 803г. до н.э. Перечислены Финикия (Тир, Сидон), Дом Омри (Израиль), Эдом, страна филистимлян. Иудея не перечислена. Вполне возможно, что она в то время была маленькой и незначительной страной и не удосужилась даже упоминания.
В других анналах ассирийских царей до 743 года Иудея тоже не упоминается.
При сыне Асы Иехошафате (875-851) отношения между обоими государствами стали более сердечными, хотя подчиненное положение южного царства северному еще оставалось очень заметно. Наследник престола Ие-хорам женился на Аталии (Гофолии), дочери Ахава и Изевели. Неудивительно поэтому, что политический и религиозный переворот, который возглавил Иеху, задел и Иудею. В это время сын Иехорама Ахазия (844-843) со своим войском помогал атаковать Рамот-Гилеад. Спасая свою жизнь, Ахазия бежал, но был перехвачен в пути мятежным полководцем и смертельно ранен.
Когда эта весть достигла Иерусалима, бразды правления захватила царица-мать Аталия. Она показала себя верной дочерью Изевели, энергичной, неразборчивой в средствах и преданной интересам своих финикийских соплеменников. Чтобы обеспечить прочность своего положения, она разделалась со всеми членами царского дома, включая даже собственных внуков.
Спустя шесть лет первосвященник Иехояда, связанный через жену с царской династией, организовал переворот. Аталия была убита, на трон возведен семилетний сын Ахазии Иехоаш (Иоаш).
При таких обстоятельствах совершенно естественно, что по крайней мере первые годы долгого правления нового царя (837-798) видели триумф влияния жречества и возрождение традиционных религиозных ценностей. Введенный Аталией культ Ваала был подавлен. На пожертвования были восстановлены храмовые сооружения. В международных делах государство страдало из-за временного упадка Северного царства, которому оно по-прежнему подчинялось. Во время одного похода царь Дамаска Хазаэль, ставший главным лицом в палестинской политике, захватил Гат и собрался идти на Иерусалим; лишь получив крупную контрибуцию, он согласился вернуться в Дамаск. Возможно, эта неудача привела вскоре к убийству Иехоаша. Его сын Амазия (798-780 г. до н. э.) пытался проводить более активную политику. Успешная вылазка против Эдома поощрила его порвать с Самарией. Однако он потерпел тяжелое поражение, его столица была захвачена и разграблена. Политическая зависимость Иудеи от Самарии, до того скорее предполагавшаяся, отныне стала несомненным фактом. Неудивительно, что царствование Амазии закончилось дворцовым переворотом, стоившим ему жизни.
Правление его преемника Узии (или Азарии) (780-740) почти точно совпало по времени с царствованием в Израиле Иеровоама II (785-745). В конце правления Узии разразился крупный конфликт между ним и жречеством, вызванный попыткой царя, постоянно стремившегося к реформам, присвоить себе жреческие функции. Энергичный сын и преемник Узии Йотам (740-736), ставший регентом в последние годы жизни отца, во всем, кроме лишь отношения к жречеству, следовал политике отца.
После смерти Иеровоама в 745 г. и свержения в следующем году династии Иеху Иудея, очевидно, перестала подчиняться северному соседу. Она не присоединилась к антиассирийскому блоку Самарии и Дамаска, который закончился так трагично. С целью наказать нового правителя Иудеи Ахаза (735-720) два северных монарха предприняли поход на Иерусалим, где они намеревались посадить своего марионеточного царя. Несмотря на спокойную уверенность самых мудрых из его советников, Ахаз испугался и обратился за помощью к Ассирии. Повод для интервенции был вполне достаточный. Ассирийцы своим нападением прогнали израильское войско. Дамаск подвергся осаде и в конце концов был захвачен ассирийцами. Самария лишилась своих северных провинций. Иудея, одно из немногих пограничных, государств, сохранивших номинальную независимость, отныне должна была платить Ассирии дань.
(С.Рот. История евреев с древнейших времен по шестидневную войну. Гл. 4. "Иудейское царство")
taras писал(а):В 7 веке до н.э. такое понятие, как "Дом Давида" вполне могло существовать.
Облезлый кот писал(а):Стелла из Тель Дана относится к 9-8 вв до нашей эры, значит тогда уже выражение ביתדוד "бетдавид" было знакомо арамеям, т.е. не-израильтянам.
Вернуться в Научная библеистика
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 76