Форум портала "Наука и религии мира"

Жреческий кодекс и Девторономист

Обсуждение вопросов библеистики со строго научных позиций. Эмоциональность и субъективизм не приветствуются.

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение Stalker » Пт июл 16, 2010 08:53

taras
Пятикнижие постоянно редактировалось вплоть до 2 века н.э.

Тем не менее, отношение к священным книгам было достаточно трепетным. Редакторы обычно не столько редактировали древний текст, сколько добавляли отсебятину (иногда полностью меняющую смысл). Собственно, именно по этой причине в библии так много противоречий - редактор, имея 2 или больше версий одного и того же события, часто все-таки был недостаточно смел, что бы выбрать только одно, а другое выкинуть, и в новый текст попадали две противоречивые версии. По этой причине уцелели как книги Хроник, так и более древние книги Царств. Другой пример - девтерономистические вставки в книги Судей и Царей, когда две противоречивые версии лежат рядом. Вот как об этом пишет Велльгаузен:
в книгах Судей, Самуила и Царей традиция не является в своей первоначальной чистой оправе; она уже обросла позднейшими образованиями. Рядом с древнейшей передачей образовалась новая, формально независимая и понятная сама из себя, но, конечно, во многих случаях скованная вместе с имеющимся уже налицо целым. Однако, чаще всего, новым сокам не удается пропитать собою весь ствол, идущий от древнего корня, даже не удается пропитать хотя бы целую ветвь древнего ствола; новое пристает к старому стволу только в качестве паразитических образований, к древнейшему рассказу прирастают более мелкие отрывки, не
имеющих самостоятельного значения.
Stalker
 
Сообщения: 380
Зарегистрирован: Ср сен 09, 2009 19:52

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение Облезлый кот » Пт июл 16, 2010 16:15

Stalker писал(а):Насколько я понял, сравнивался только ЖК и Иезекиль, а как насчет других пророков?
И насколько достоверно датирование книги Иезекиля? Может это наоборот его книга позднего происхождения?

Если говорить о лингвистическом сравнении, то лучше всего сравнивать именно Иезикииля с ЖК. Это связано с тем, что у него речь идет о тех же вещах, что и в ЖК, поэтому можно найти практически буквальные повторения.

Например, ЖК говорит, что жрецы должны разделять между святым и профанным, между ритуально-чистым и ритуально-нечистым (Лев. 10:10). А Иезикииль говорить, что жрецы не разделяли между святым и профанным, между ритуально-чистым (26:22).

Сравнение этих двух стихов привело ученых к двум аргументам в пользу старшинства ЖК:
1. Иезикииль выдвигает обвинение на основании нарушения закона. Закон должен быть раньше обвинения.
2. Древнееврейское выражение "между", использованное в ЖК имеет архаическую форму, а в Иезикииле - форму, какая встречается в поздней библейской литературе.

Что касается датировки Иезикииля - она основана на сюжете - речь идет о плене.

Заходите на мой блог - http://vadymzhuravlov.blogspot.com - там есть немного о ЖК в статье "Крылатые четвероногие" и статья о "шеш" и "буц".
Аватара пользователя
Облезлый кот
 
Сообщения: 473
Зарегистрирован: Пт фев 01, 2008 20:57

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение Stalker » Пт июл 16, 2010 16:57

Облезлый кот писал(а):
Stalker писал(а):Насколько я понял, сравнивался только ЖК и Иезекиль, а как насчет других пророков?
И насколько достоверно датирование книги Иезекиля? Может это наоборот его книга позднего происхождения?

Если говорить о лингвистическом сравнении, то лучше всего сравнивать именно Иезикииля с ЖК. Это связано с тем, что у него речь идет о тех же вещах, что и в ЖК, поэтому можно найти практически буквальные повторения.

Например, ЖК говорит, что жрецы должны разделять между святым и профанным, между ритуально-чистым и ритуально-нечистым (Лев. 10:10). А Иезикииль говорить, что жрецы не разделяли между святым и профанным, между ритуально-чистым (26:22).

Сравнение этих двух стихов привело ученых к двум аргументам в пользу старшинства ЖК:
1. Иезикииль выдвигает обвинение на основании нарушения закона. Закон должен быть раньше обвинения.
2. Древнееврейское выражение "между", использованное в ЖК имеет архаическую форму, а в Иезикииле - форму, какая встречается в поздней библейской литературе.



Видимо речь о 22:26? Да, сильный аргумент.
Но у Велльгаузена есть не менее убедительные аргументы о приоритете Иезекиля.
Например о статусе левитов. Во Второзаконии специально подчеркивается, что левиты все равны, и каждого можно допустить к жертвоприношениям в Храме. (втор.18:6). Но в 4 царств 23:9 сказано, что этот закон не выполнялся. Так произошло выделение иерусалимских левитов из общей массы левитов. Т.е это было злоупотреблением, следствием реформы Иоссии. Иезекииль же уже приводит обоснование такому разделению: жрецы высот разжалованы, лишены права приносить жертвы за то что нарушили закон (приносили жертву на высотах). Т.е. под факт подбивается иделогическое обоснование. (44:10-16) А в ЖК мы уже видим, что левиты и не имеют права приносить жертву, такое право есть только у сыновей ААрона. Притязания левитов на такие права находят отражение в восстании Корея.
таким образом видим эволюцию:
1. второзаконие - все левиты могут приносить жертву
2. Из. - левиты раньше имели право приносить жертву, но лишились этого права, и стали лишь храмовой прислугой, за исключением иерусалимских дрецов
3. ЖК- левиты испокон веков не имели такого права (хотя когда то претендовали за что были наказаны), такое право есть только у сыновей Аарона.

Выглядит довольно логично, и непонятно как впихнуть ЖК раньше Иезекииля.
Еще из аргументов - Иезекииль совершенно ничего не знает про первосвященников.

Что касается датировки Иезикииля - она основана на сюжете - речь идет о плене.

Ну, это очень неубедительная датировка. разве не могли написать задним числом (или дописать?) В том же Исаии несколько слоев выделяют.

Заходите на мой блог - http://vadymzhuravlov.blogspot.com - там есть немного о ЖК в статье "Крылатые четвероногие" и статья о "шеш" и "буц".

Ок, зайду.
Stalker
 
Сообщения: 380
Зарегистрирован: Ср сен 09, 2009 19:52

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение Stalker » Пт июл 16, 2010 18:42

Облезлый кот
Прочитал на вашем сайте "Второзаконие: обзор современной критики". Да уж.... Дело ясное, что дело темное.
Я то думал, что хотя бы по Второзаконию все более-менее однозначно.
Stalker
 
Сообщения: 380
Зарегистрирован: Ср сен 09, 2009 19:52

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение Облезлый кот » Пт окт 29, 2010 00:30

В продолжение дискуссии:
М.Вайнфельд
Девтерономическая и Жреческая школы
Аватара пользователя
Облезлый кот
 
Сообщения: 473
Зарегистрирован: Пт фев 01, 2008 20:57

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение taras » Пт окт 29, 2010 15:06

Что-то мне подсказывает, что эта дискуссия никогда не закончится.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение Stalker » Чт ноя 11, 2010 11:03

Облезлый кот писал(а):В продолжение дискуссии:
М.Вайнфельд
Девтерономическая и Жреческая школы

Т.е. похоже на то, что ЖК - это закон чисто для жрецов, а Второзаконие - свод светских, мирских законов. Примерно та же мысль у меня была в этой теме. То, что Велльгаузен объяснял разным временем написания, можно объяснить разной целевой аудиторией этих законов. Они вполне могли существовать паралельно.
Stalker
 
Сообщения: 380
Зарегистрирован: Ср сен 09, 2009 19:52

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение taras » Чт ноя 11, 2010 18:43

Stalker писал(а):Т.е. похоже на то, что ЖК - это закон чисто для жрецов, а Второзаконие - свод светских, мирских законов. Примерно та же мысль у меня была в этой теме. То, что Велльгаузен объяснял разным временем написания, можно объяснить разной целевой аудиторией этих законов. Они вполне могли существовать паралельно.


Теоретически могли.
Остается только объяснить, почему Девтерономист ничего не знает о Скинии - одном из главных атрибутов Жреческого кодекса?
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение Stalker » Сб ноя 13, 2010 19:58

taras писал(а):
Stalker писал(а):Т.е. похоже на то, что ЖК - это закон чисто для жрецов, а Второзаконие - свод светских, мирских законов. Примерно та же мысль у меня была в этой теме. То, что Велльгаузен объяснял разным временем написания, можно объяснить разной целевой аудиторией этих законов. Они вполне могли существовать паралельно.


Теоретически могли.
Остается только объяснить, почему Девтерономист ничего не знает о Скинии - одном из главных атрибутов Жреческого кодекса?


Почему не знал? Просто называл "Место где Яхве явит свое имя".
Stalker
 
Сообщения: 380
Зарегистрирован: Ср сен 09, 2009 19:52

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение taras » Вс ноя 14, 2010 12:22

Stalker писал(а):Почему не знал? Просто называл "Место где Яхве явит свое имя".


Это ссылка на храм, а не на скинию.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Пред.След.

Вернуться в Научная библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11