Так это Вы все о вавилонской религии. А мы говорим об израильской, хананейской. Вы знаете какие-нибудь истории о шести днях творения у хананеев и угаритцев?Облезлый кот писал(а):Я считаю, что был. Именно в шабат боги делают людей в эпосе об Атрахазисе.Atmel писал(а):Во 2-м тысячелетии до н.э. у субботы не было космогогического значения.
Так почему же ЖК этой целью не озабочено, если оно более раннее хронологически, чем Второзаконие? Напротив, у него такая цель должна быть более актуальной. И где, простите, позябал все это время ЖК (до своей манифестации в вавилонском плену и сразу после него), что ни коим образом не повлиял на религиозную и бытовую жизнь иудейского общества?Облезлый кот писал(а):ЖК (Исх. 16 и Чис. 15) в силу жанра не имеет других средств продемонстрировать запрет работы в субботу. В ЖК народ только и делает, что ходит, собирает дрова и манну и варит ее. Именно это бог и запрещает. Второзаконие по жанру - это правила жизни в Земле Обетованной, и здесь автор может более понятно сказать, чего именно требует суббота.Atmel писал(а):По ЖК в субботу нельзя выходить из стана, чтобы собирать манну или дрова (Исх. 16, Числ. 15), нельзя зажигать огня и варить (Исх. 35:3). Это ужесточение субботних правил по сравнению с субботними правилами Второзакония.
А вот мысль Велльгаузена в этом отношении намного более логична - именно тогда, когда иудейское государство превратилось в теократию - когда светская власть уступила приоритеты теократическим кругам в вавилонском кругу, тогда и появились указанные тенденции к религиозному рвению.
Потоп есть, но он может являться производной еще от шумерских мифов. Что-то не вижу явных корреляций между вавилонскими мифами и Яхвистом-Девторономистом. О них-то я Вас и спрашивал.Облезлый кот писал(а):Но ведь творение человка из глины и потоп есть уже в Йахвисте, значит, общие концепции были у израильтян и вавилонцев задолго до плена.Atmel писал(а):Творение мира Элогимом по плану, аналогичному Творению мира вавилонским богом Мардуком, появляется у иудеев именно тогда, когда они испытывали непосредственное влияние вавилонской религии
Странный прием. А не логичнее ли предположить, что напротив, это у Иеремии взяли эти слова авторы 1-й главы ЖК? Еще до того, как тот отправился по Египтам?Облезлый кот писал(а):Может быть, чтобы показать, где именно "ложь трости книжников"?Atmel писал(а):почему Иеремия, противник "жреческого кодекса", прибегает к нему как таковому?