Digger писал(а):...фарисейские представления были более близки в некотором смысле к христианству
Деян.23:6-9
6 Узнав же Павел, что [тут] одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.
7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.
8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
9 Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.
Саддукеи - потомственное верховное жречество иудеев, ревностно придерживающееся т.н. "писанной Торы" (Пятикнижия). В отличие от фарисеев, выходцев из разных слоев общества и не являющихся жрецами (они в дальнейшем дадут рост раввинистическому иудаизму с опорой на "устную Тору", которую якобы Яхве тоже заповедал Моисею), саддукеи не верили ни в ангелов, ни в посмертное существование души, ни во всеобщее воскресение мертвых на основании того, что в Торе об этом нет ни слова. Однако, известная нам Тора об ангелах упоминает часто (напр., в Быт. 16:7 – о чудесном зачатии старой Сары, в Быт. 19:1 – в истории Лота и уничтожения Содома и Гоморры; в 28:12 – во сне Иакова, в котором ангелы по аналогии с вавилонскими зиккуратами поднимаются по лестнице на небо, и еще во многих местах Пятикнижия, не говоря уже о книгах «пророков»).
Мне кажется, что это противоречие очень интересно исследовать в историческом аспекте (теологический аспект, я думаю, в этом разделе рассматривать не следует, так как он посвящен исключительно научным вопросам библеистики, и для него можно выделить специальную тему в общем разделе).