Форум портала "Наука и религии мира"

Мы отмечаем Рождество не в то время?

Обсуждение вопросов библеистики со строго научных позиций. Эмоциональность и субъективизм не приветствуются.

Мы отмечаем Рождество не в то время?

Сообщение dargo » Чт янв 03, 2008 18:01

Выступая по Би-би-си (ВВС) накануне католического праздника, архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс назвал события, связанные с появлением Иисуса на свет, не более чем легендой

Иисус родился вовсе не в декабре

Доктор Роуэн Уильямс - авторитет и в Великобритании, и вообще в мире. Он предводитель англиканской церкви. И совершенно не понятно, зачем ему понадобилось посягать на устои. Католический народ уже как-то привык отмечать Рождество 25 декабря (православные празднуют 7 января, по новому стилю). На Западе устраивают милые представления с участием Девы Марии, младенца Иисуса и мудрецов-волхвов, которые принесли ему дары. Делают композиции, дополняя их фигурками домашних животных, яслями. Иисус ведь, по Библии, родился в хлеву. Как сказано в Евангелии от Луки, Мария, будучи беременной, пришла в город Вифлеем. «И родила Сына Своего первенца, и спеленала его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

Архиепископ Кентерберийский же заявил, что «доказательства существования волхвов практически отсутствуют». Не факт и то, что они приходили втроем. По его словам, единственное упоминание о мудрецах с востока встречается в Евангелии от Матфея. Да и там описание очень туманное.

- В Евангелии от Матфея говорится, - объяснил доктор Уильямс, - что они были звездочетами, мудрецами, священнослужителями откуда-то из-за пределов Римской империи, вот и все. Это очень похоже на легенду.

На самом деле архиепископ даже прихвастнул. От Матфея известно только вот что: «...пришли в Иерусалим волхвы (мудрецы) с востока». Но уже много веков это не является поводом для сомнений.

Как пишет английская газета The Telegraph, Уильямс развеял и другие детали рождественской истории, добавив, что, возможно, в хлеву не было ослов и волов. А популярные открытки, на которых изображена Дева Мария, укачивающая младенца Иисуса в окружении пастухов и мудрецов, недостоверны.

И под конец доктор Уильямс сказал, что, возможно, Иисус родился вовсе не в декабре. Иными словами, люди празднуют это событие не в то время.

Так решил Дионисий Малый

Архиепископ, наверное, проверял прочность веры своей паствы. И, может быть, не догадывался, что его откровения способны разжечь давние споры об истинном времени рождения Иисуса. В Библии-то дата не указана - там одни намеки.

Заветные число и год начали искать уже в первые столетия нашей эры. Античные ученые, производя сложные вычисления, получали очень разные результаты - от 8 года до нашей эры до 6 года нашей (по новому летосчислению). В конце концов всех устроила дата - 1 год н. э. Ее «определил» один из папских архивариусов Дионисий Малый в 525 году.

Разъяснения по поводу дня - 25 декабря - дал в свое время святой
Иоанн Златоуст. Мол, можно определить, что Иоанн Предтеча был зачат 23 сентября. На шестой месяц после этого произошло Благовещенье Деве Марии о непорочном зачатии. Которое, в свою очередь, случилось 25 марта. А через девять месяцев, 25 декабря, родился Иисус Христос.

Однако некоторые историки уверяют, что дело было иначе. И приводят довод, что только в 354 году появляется первое упоминание о праздновании Рождества Христова 25 декабря - в день зимнего солнцестояния, когда светило «поворачивает» с зимы на лето. И есть гипотеза, что праздник был введен церковью для того, чтобы вытеснить приходящиеся на то же самое время языческие торжества по поводу рождения непобедимого бога-Солнца.

На дворе уж 2020 год

И все же намеки на дату рождения Христа, имеющиеся в Библии, не дают покоя современным ученым. Из священных текстов известно: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правлении Квириния Сириею (Лука). Собственно, ради постановки на учет Мария и пошла в Вифлеем, где и родила. Матфей подтверждает, что «...Иисус родился в Вифлееме». И добавляет: «...во дни царя Ирода...»

Десятки специалистов проанализировали все мыслимые источники - кто-где-когда правил и переписывал. Однако, пользуясь лишь информацией об исторических личностях, сойтись на какой-нибудь одной дате не удалось. Выходил разброс с 12 года до нашей эры до 4 года нашей.

Тогда за дело взялись астрономы. Волхвы ведь говорили, что «видели звезду Его на востоке...» «И се, звезда... шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Матфей). Это - знаменитая «путеводная звезда», она же - Вифлеемская, символ которой ныне украшает рождественские елки.

Можно предположить, что волхвы наблюдали некое реальное астрономическое событие. На роль «звезды» после долгих споров научный мир отобрал комету Галлея.

Кстати, именно в виде кометы изобразил «Вифлеемскую звезду» итальянский художник Джотто в 1301 году на своей картине, посвященной рождению младенца Иисуса.

Специалисты отыскали и более надежные источники - например, наблюдения древнекитайского астронома Ма Туан Лина. Из них следовало: комета Галлея впервые показалась 26 августа 12 года до нашей эры. Получается, что и Рождество надо передвинуть.

Правильный месяц - сентябрь

Комета была видна по утрам в созвездии Близнецов и двигалась к границе созвездий Льва и Девы. На 13-й день комету можно было наблюдать вечерами. Затем она обогнула Млечный Путь и ушла к югу. Видна была в итоге 63 дня. Но никак не до декабря.

Волхвы предположительно направлялись в Иудейское царство из соседнего - Набатеи. И двигались все время на запад. «Звезда», она же комета, шла как бы перед ними - с севера на юг. Не понятно, правда, как возникла иллюзия, что она остановилась. Но произошло это в Вифлееме Галилейском. Там волхвы и нашли, вероятно, единственную семью, в которой имелся новорожденный. Им оказался Иисус.

Из современных расчетов следует, что в созвездие Льва комета вошла в первых числах сентября и направилась к звезде Регул - «маленький царь». Тогда-то, по мнению ученых, волхвы и заметили ее в предрассветные часы на восточной стороне неба. А поскольку созвездие Льва связывали с именами Иуды и его «колена», то появление тут новой звезды, да еще рядом с Регулом, можно было расценить как знамение о рождении нового «царя иудейского».

Однако 7 сентября комета вышла из созвездия Льва. Стало быть, делают вывод специалисты, Иисус должен был родиться где-то между первыми числами сентября по 7-е.

Похоже, что архиепископ верит именно в это. Однако вряд ли весь остальной мир готов к нему присоединиться. Впрочем, может быть, и наступит время, когда мы будем праздновать Рождество в сентябре - по-научному. Или два раза.

КСТАТИ

Почему на Рождество украшают елки

Существует множество легенд о появлении этой традиции. Одни говорят о Древе Жизни, другие - о Древе познания Добра и Зла. Самой традиции свыше 2000 лет. Еще жители Древнего Египта в декабре, в самый короткий день года, приносили домой зеленые пальмовые ветви как символ победы жизни над смертью. А римляне в честь бога земледелия украшали дома зелеными листьями в зимний праздник Сатурналий.

Древние люди считали, что в деревьях живут добрые духи, и старались их задобрить, развешивая на ветвях угощения и подарки. Вечнозеленая ель занимала особое место: она была священным центром, «мировым древом», символизирующим вечную жизнь и новое возрождение.

Христиане вначале вместо игрушек вешали яблоки - символ плодородия, орехи - непостижимость божественного промысла, расписные яйца - символ развивающейся жизни, благополучия. А вот о появлении серебряной мишуры рассказывает такая легенда. Давным-давно жила бедная женщина, у которой было много детей. Вечером перед Рождеством она поставила елку, но у нее не было украшений. Ночью на елке побывали пауки и оставили на ее ветвях паутину. В награду за доброту женщины младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сверкающее серебро.

По церковным канонам, украшение ветвей елок фонариками и сладостями показывает, что наша природа, как и срубленное еловое дерево, на самом деле бесплодная и безжизненная ветвь, и только во Иисусе Христе - источнике жизни, света и радости - может принести духовные плоды: любовь, милосердие, веру.

http://www.kp.ru/daily/24028.3/92433/
Аватара пользователя
dargo
 
Сообщения: 594
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 23:33
Откуда: Дагестан - Москва - ?

Re: Мы отмечаем Рождество не в то время?

Сообщение Shlyapa » Чт янв 03, 2008 18:56

dargo писал(а): Древние люди считали, что в деревьях живут добрые духи, и старались их задобрить, развешивая на ветвях угощения и подарки.
Да, наверное так и было. Но…

dargo писал(а):Вечнозеленая ель занимала особое место: она была священным центром, «мировым древом», символизирующим вечную жизнь и новое возрождение.
У каких народов это было именно так и в какие времена?
Вот, например, такие версии существуют:

…у язычников Европы священным деревом считался дуб, а вовсе не ель. Более того, ставить на рождество ёлку — обычай достаточно новый. В России он введён указом царя Петра Алексеевича в 1699-м году, но и в Европе первое письменное упоминание о ёлке относится к 1605 году. Впервые она была поставлена в Страсбурге.

Если же говорить об устных преданиях, то смелее всего латыши, они утверждают, что впервые на Рождество украсили ёлку в Риге в 1510 году, поставив её на главной рыночной площади. Смысл же ёлки якобы в том, что один из первых проповедников Евангелия на территории Тюрингии в Германии, святой Бонифатий Кредитонский, живший в седьмом столетии, объяснял новообращённым немцам, что такое Троица, показывая на треугольную форму еловой кроны.

Это, можно сказать, «католическое» объяснение. А есть и «протестантское». Есть такое поветрие, что сам Мартин Лютер однажды ночью накануне Рождества гулял на свежем воздухе, молился и, вдруг, посмотрев сквозь еловые ветви на звёздное небо, пережил необычайный подъём духа. Чтобы совместить вдохновение, которое он переживал на природе, с теплом очага, Лютер срубил ёлку и принёс её к себе. Он же украсил ёлку свечами, чтобы сымитировать поразивший его эффект — просвечивания звёзд сквозь иголки.

http://www.4oru.org/slovo.1289.1.html
Последний раз редактировалось Shlyapa Чт янв 03, 2008 20:35, всего редактировалось 1 раз.
Shit happens. © Forrest Gump
Shlyapa
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:09
Откуда: Хабаровск

Re: Мы отмечаем Рождество не в то время?

Сообщение Atmel » Чт янв 03, 2008 20:26

dargo писал(а):Выступая по Би-би-си (ВВС) накануне католического праздника, архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс назвал события, связанные с появлением Иисуса на свет, не более чем легендой
<...>
Архиепископ, наверное, проверял прочность веры своей паствы.
Не думаю. Просто на западе информированность населения выше, и для них давно не секрет, что обе даты - и 25 декабря, и 6/7 января - являются по своему происхождению языческими. Один из анонимных сирийских писателей-христиан объясняет со всей откровенностью, почему римская церковь остановилась в конце концов на дате 25 декабря. Он пишет:

"У язычников был обычай праздновать 25 декабря день рождения Солнца. Во время празднеств зажигали огни. В этих торжествах и веселии участвовали также христиане. Когда отцы церкви заметили, что христианам эти торжества по душе, они решили в этот день праздновать Рождество Христово..."

Такое примазывание христианской церкви к языческому празднику было одобрено не сразу и не всеми. Сирийцы и армяне обвинили римских христиан в принятии языческого культа, хотя их самих можно было упрекнуть в том же, поскольку они праздновали рождество 6 января, когда в Александрии отмечали рождение бога Осириса, отождествляемого с солнцем. Блаженный Августин (конец четвертого - начало пятого века) призывал своих братьев во Христе устраивать 25 декабря праздник не в честь солнца, а в честь того, кто это солнце сотворил. Еще в пятом веке папа Лев Великий (440-461) пишет в своем пастырском послании:

"Есть среди нас такие, которые считают, что праздновать надо не столько рождение Христа, сколько восход нового солнца... Прежде чем войти в собор святого апостола Петра, они останавливаются на лестнице, поворачиваются и с благоговением склоняют головы в сторону солнечного диска".

Таким образом, дата 25 декабря как день рождения Христа была как бы навязана церкви верующими, которые, согласно древним народным обычаям, отмечали в этот день очередную перемену в природе. (З.Косидовский)

Так что архиепископ просто вынул шило из мешка.


dargo писал(а):Тогда за дело взялись астрономы. Волхвы ведь говорили, что «видели звезду Его на востоке...» «И се, звезда... шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Матфей). Это - знаменитая «путеводная звезда», она же - Вифлеемская, символ которой ныне украшает рождественские елки.

Можно предположить, что волхвы наблюдали некое реальное астрономическое событие. На роль «звезды» после долгих споров научный мир отобрал комету Галлея.
Это отнюдь не научный подход, а попытка привязать событие из мира религиозной мифологии к историческим реалиям опираясь на более чем недостоверный источник. Кто знает, какая легенда побудила автора ев. от Матфея упомянуть "звезду" и "волхвов"? "Матфей" словно Плюшкин собирает все что попало из традиционных священных писаний евреев, чтобы лишний раз "обосновать" претензии Иисуса на трон "царя иудейского". Скажем, в Числа, 24:17 приводится такое пророчество Валаама:

"Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых.
18 Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою.
" (Числ. 24:17-18 )

(вариант Септуагинты - "воссияет звезда от Иакова и восстанет муж от Иуды")

Но какое отношение имееют слова Валаама к рождению Иисуса Христа?, - спросите Вы, - ведь он говорил овремени судей израилеалевых. "Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города.", - проповедует Валаам, а что, Иисус погубил какой-то город? В одном ключе он проповедует о судьбе народов Амалик, Кенеи, Каин, Ассур и т.д. Этот "восставший жезл от Иакова" разит князей Моава, причем здесь Иисус?

Не причем. А какое отношение имеет "пророчество" Исайи о рождении его сына по имени Эмммануил? Никакого, но автор ев. от Матфея, нечтоже сумлясь, присовокупил его до кучи к числу "пророчеств о Христе". И таким же чудесным образом могла родится легенда о "звезде Вифлеемской". Экзальтированному древнему автору родить ее ничего не стоило.

Так что не нужно торопиться идентифицировать эту "звезду" с помощью астрономии и вычислять по этому явлению дату рождения Иисуса, историчность которого все-таки остается под большим вопросом.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Мы отмечаем Рождество не в то время?

Сообщение Коля » Чт янв 03, 2008 20:42

Atmel писал(а):Такое примазывание христианской церкви к языческому празднику было одобрено не сразу и не всеми. Сирийцы и армяне обвинили римских христиан в принятии языческого культа, хотя их самих можно было упрекнуть в том же, поскольку они праздновали рождество 6 января, когда в Александрии отмечали рождение бога Осириса, отождествляемого с солнцем..
Ну так любому нормальному человеку ясно, что все нормальные люди испокон веков праздновали праздник Осириса независимо от вероисповедания, иначе и представить нельзя, чтобы шестого января — и не праздновать, где такое слыхано (ну разве что у всяких язычников, но не у нормальных людей)! А тут ХРИСТИАНЕ! вздумали праздновать в день праздника этих язычников-римлян! Ну куда это годится?
И назавтра мне скажет повешенный раб:
"Ты не прав, господин!" — и я вспомню твой взгляд
И скажу ему: "Ты перепутал, мой брат, —
В этой жизни я не ошибаюсь."
Аватара пользователя
Коля
 
Сообщения: 408
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:41

Re: Мы отмечаем Рождество не в то время?

Сообщение farmazon » Пт янв 04, 2008 01:22

dargo писал(а):25 декабря - в день зимнего солнцестояния, когда светило «поворачивает» с зимы на лето.

А разве день зимнего солнцестояния не 21-е или 22-е декабря? :shock:
Может, у христиан по-другому считается :lol:
– Ну Он же не зря велел нам их не есть, – сказал Адам, – Он просто так ничего не делает. Вот взять хотя бы ноздри. Казалось бы, они совершенно случайно такого же размера, как пальцы…
Аватара пользователя
farmazon
 
Сообщения: 410
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2007 19:11

Re: Мы отмечаем Рождество не в то время?

Сообщение farmazon » Пт янв 04, 2008 01:33

dargo писал(а):Почему на Рождество украшают елки

Существует множество легенд о появлении этой традиции. Одни говорят о Древе Жизни, другие - о Древе познания Добра и Зла. Самой традиции свыше 2000 лет...

Да фигня всё это. Вот откуда на самом деле происходит обычай наряжать ёлки:
Коля писал(а):У ранних кельтов ель считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв - внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях дерева. Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки - тряпочными и бумажными гирляндами.

:lol:
– Ну Он же не зря велел нам их не есть, – сказал Адам, – Он просто так ничего не делает. Вот взять хотя бы ноздри. Казалось бы, они совершенно случайно такого же размера, как пальцы…
Аватара пользователя
farmazon
 
Сообщения: 410
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2007 19:11

Сообщение dargo » Пт янв 04, 2008 01:46

Обычай поклонения дереву существовал у многих народов.
Правда, автор здесь страну гуннов отождествляет с Азербайджаном...
Аватара пользователя
dargo
 
Сообщения: 594
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 23:33
Откуда: Дагестан - Москва - ?

Re: Мы отмечаем Рождество не в то время?

Сообщение Gillette » Сб фев 23, 2008 19:20

dargo писал(а): И совершенно не понятно, зачем ему понадобилось посягать на устои. Католический народ уже как-то привык отмечать Рождество 25 декабря (православные празднуют 7 января, по новому стилю).
По какому новому стилю? Наоборот по старому. И при чем здесь языческие обряды, якобы проходившие 6 января? Вся разница ето разница между юлианским и более точным григорианским календарем. Ошибка накопилась в 13 днеи, почему и перешел переход на более точныи календарь с разницеи в 13 днеи.
Аватара пользователя
Gillette
 
Сообщения: 536
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 21:58
Откуда: USA


Вернуться в Научная библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8