nikkonov писал(а):Возможно, что здесь пророк сравнивает падение Тира с падением Адама в эдемском саду, параллели в тексте очевидны.
Адам это что-то новое-обычно верующие усматривают тут самого сатану.
Очевидны в чём?В том, что Адам с кем-то торгует и ему говорят "ты мудрее Даниила" ? А места, которые кажутся верующими не подходящими к царю Тирскому, на самом деле тоже прекрасно подходят:
Финикийский город-государство Тир был одним из немногих, которые богатели не за счет завоевательных походов, а за счет мирной торговли. Более того, Тирские цари были столь мудры, что расположили свой город таким образом, что его практически невозможно было захватить с суши, а с моря его защищал сильнейший по тем временам оборонительный флот; следовательно, при всем своем богатстве Тир был еще и неприступен для внешнего агрессора. Далее начинается самое интересное. Из слов "Ты находился в Едеме, в саду Божием" и "Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять" христианские теоретики делают несомненный для себя вывод, что сатана был некогда светлым ангелом и жил прямо у самого божьего престола. Однако, вывод сей неверен по причине неверности предпосылки, из которого он сделан. В силу своей неприступности, город Тир считался одним из самых безопасных мест Ближнего Востока в древности. На это и указывают слова "Ты находился в Едеме, в саду Божием", т. е. будто бы под особым покровительством свыше. В русском языке существует аналогичная поговорка "Как у Христа за пазухой", что означает надежное, недосягаемое укрытие.
http://www.svob.narod.ru/bibl/satana.htmnikkonov писал(а):Переводчик LXX отступает от смысла еврейского текста, у него речь идёт уже о падении первосвященника.
Каким образом? Какие различия в Иез. 28 между LXX и МТ?
nikkonov писал(а):Что-то подобное этому пророчеству есть у Исайи в 14 главе. Автор пророчества о Тире вполне мог использовать ту же модель для своего оракула.
В Исаия 14 как раз понятно, почему сама "песнь на царя" стоит в прошедшем времени, но всё равно это пророчество:
4 ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! переход времён также наблюдается тут:
10. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! Что касается Исаии 14 как модели для Иез. 28 - то тут совпадение только в том, что это пророчество о царе. Сатана там такая же нелепая поздняя фантазия христиан, как и в случае с Иезекиилем. Денница, сын зари-это царь находящегося на востоке от Земли Обетованной Вавилона. К тому же там у Перво-Исайи налицо смешение монотеистических и политеистических взглядов.