Stalker » Ср май 28, 2014 23:15
Что было раньше - монотеизм или политеизм? Ортодоксы отвечают на этот вопрос однозначно: сначала был монотеизм, а политеизм есть извращение истинной религии. Ученые, на основе археологии, исторических данных и даже анализа текста той же Библии утверждают, что монотеизм есть позднее явление. Но на самом деле все несколько сложнее. Христианство, как показал Абрам Ранович в книге "Как создавались жития святых", по сути своей не является монотеизмом. Поклонение многочисленным святым, мученикам, Богородице — ничем принципиально не отличается от язычества, хотя формально они богами не считаются. В Исламе, кстати, то же самое, хотя формально это монотеизм.
То есть, простая схема политеизм->монотеизм не работает. Схема получается сложнее: политеизм->монотеизм->политеизм.
Почему христианство превратилось в политеизм? Дело в том, что, как говорил Фейербах, человек творит богов по своему образу и подобию, другими словами, экстраполирует на небеса земной порядок. Владимир Пропп в книге "Исторические корни волшебной сказки" показывает, как менялись представления о загробном мире в зависимости от общественного строя: у охотников какого-то отдельного загробного мира не было, духи умерших превращались в животных и жили тут же рядом, у земледельцев появилось представление о подземном мире мертвых, затем представление о небесной (солнечной) стране и т.д. Происхождения религии Пропп касается только очень вскользь, потому что это не является темой его работы, но тем не менее тот же принцип применить можно.
По сути, представление о высших силах на каждом этапе развития общества есть экстраполяция человеческой иерархии на весь мир. Так, в первобытнообщинном строе еще не было собственности, поэтому не было и понятия бога. Ведь смысл слова бог - податель благ, а в первобытном обществе излишков благ не было. Никто не мог, даже при всем желании, "подать блага" другому - у самого не было. Поэтому богов не было, но были тотемы. Свои отношения человек экстраполировал на животный мир: считалось, что, скажем, у медведей есть вождь медведей, который имеет власть над другими медведями. С появлением земледелия появляется собственность. Теперь уже человеческий вождь, имея избытки собственности, может, при желании, поделиться ей с другими, но, разумеется, не просто так. И по аналогии возникают уже первые антропоморфные боги. Они тоже могут дать что-то человеку (например дождь), но требуют взамен услуг (жертвы). Правда, надо отметить, что новые представление никогда не вытесняют старые бесследно, они сложным образом накладываются и переплетаются с ними. Так, первые боги долгое время сохраняют зооморфные черты (очень сильно это видно в Египте, где почти все боги бывают представлены либо непосредственно животным, либо с головой животного, отголоски этого есть в Греции. В дальнейшем эволюция религиозных представлений приводит к тому, что старые зооморфные "боги"-тотемы превращаются в свою противоположность — противников богов, отсюда и враждебность Библии к золотому тельцу, и Митра, убивающий быка, и битвы Одина с Фенриром, а Тора с Ёрмунгандом, и Ра с Апопом, и зооморфность дьявола. Но это я далеко отвлекаюсь от темы).
Точно таким же образом иудейский монотеизм превратился в христианский политеизм — по образу и подобию общества, в котором жили христиане. Абрам Ранович пишет об этом так: "Небесное царство рисовалось христианину по образу и подобию царства земного. Во главе империи стоит могущественный император, одаренный неограниченной, почти неземной, властью, воплощенное божество. Он стоит настолько высоко над простыми смертными, что о непосредственном обращении к нему не может быть и мысли. Множество промежуточных инстанций отделяет рядового гражданина от личности цезаря, окруженного многочисленными царедворцами, евнухами, гвардейцами, вольноотпущенниками и фаворитами-рабами. Ту же картину верующий переносит и на небо. Всемогущий бог, обитающий где-то далеко в небесных сферах, — слишком отвлеченное и далекое от земли существо, которому нет, пожалуй, дела до нужд и потребностей отдельного человека, а потребности эти слишком многообразны, чтобы одному богу за этим уследить, даже если у него есть и соправители в лице Христа, богородицы и других высших богов. Ведь и цезари не становились доступнее оттого, что у них были соправители. Поэтому монотеизм христианский был такой же фикцией, как и монотеизм иудейский. эллинский или египетский". (Кстати, и у русских крестьян была поговорка - "Бог высоко, царь далеко" - в которой удивительно лаконично выражена и та же мысль (бог слишком далеко от человека, и ему нет дела до мелких людских проблем), и ее логическое обоснование: по аналогии с земным устройством, в котором царю точно также нет дела, до мелких проблем крестьянина).
Но остается главный вопрос - а откуда собственно взялся монотеизм? Логично предположить, что он тоже является отражением каких-то реально существующих человеческих отношений.
Прежде всего, стоит вспомнить, что ветхозаветный монотеизм, собственно, таковым не является. Существование других богов не отрицается - они реально существуют, их именем жрецы творят чудеса. Но поклоняться другим богам запрещено. Такое мировоззрение называется генотеизмом. Лишь в поздних библейских книгах, написанных во время или даже после вавилонского плена, появляется мысль, что прочие боги кроме Яхве не являются "живыми", что они лишь порождение человеческих рук, "камни и деревяшки".
А теперь вспомним, что такое феодализм. Суть его в том, что верховный феодал - монарх, отдает наделы земли своим вассалам. За это вассал должен защищать эту землю от врагов, и сам выступать в военных походах на стороне своего сюзерена, а сюзерен, в свою очередь, защищает вассала. В этом они дают друг другу клятву - сюзерен - что не отберет просто так землю, вассал - что не предаст сюзерена.
Но ведь это ровно то же самое, что мы видим в договоре Яхве с евреями! Он дает в пользование землю "навечно", но при условии выполнения ряда условий: не поклоняться чужим богам (оно и понятно: кому нужен вассал, который только и думает перебежать к другому господиину?), защищать землю от других племен (это вообще основной смысл феодализма).
Интересно, что первая документально зафиксированная попытка ввести монотеизм (фараоном Эхнатоном) была связана именно с попыткой фараона установить единоличную власть (попытка оказалась неудачной - жрецы не пожелали делиться властью, что привело к гражданской войне, которую Эхнатон проиграл, но сама такая попытка показательна). Также, становление раннего феодализма в Европе и на Руси очень хорошо совпадает по времени с христианизацией, соответственно, Римской империи и Руси. По-видимому, эти совпадения не случайны. Зарождение централизованного государства (которое приходит на смену племенных союзов) естественным образом приводит к монотеистическим представлениям.
Если феодальное государство достаточно протяженно географически или существует достаточно долго, то феодальная зависимость становится многоуровневой (у вассалов появляются свои вассалы), кроме того, появляется развитая система бюрократии. Это закономерно приводит к новым изменениям в представлении о "том свете": человек экстраполирует земные отношения на небесные. То есть, появляются всевозможные посредники между единым Богом и человеком: всевозможные святые и мученики, как это и описал Ранович. Монотеизм как бы размывается, превращаясь опять в политеизм (хотя и на другом уровне). Но Иудея была очень мелким государством, да и просуществовала недолго (всего два века - с 8 по 6 до н.э.). Новые представления просто не успели в ней развиться. А потом в вавилонском плену, генотеистические представления законсервировались и стали развиваться в изоляции. Евреи в вавилонском плену, страдая комплексом национальной неполноценности, компенсировали свое жалкое положения, с одной стороны — выдумывая легенды о славных подвигах и победах еврейского народа над остальными народами, а с другой — утверждая, что только их бог - истинный, а остальные — вовсе и не боги, а рукотворные идолы. Таким образом, еврейский генотеизм, законсевировавшись во враждебном окружении, превратился в монотеизм.