Традиционная, с религиозными истоками, теория утверждает, вслед самой Библии, что монотеизм был изначальной идеологией "избранного народа" после того, как бог самолично встретился с Авраамом и и заручился его преданностью, пообещав за это великое потомство.
Правда, библия содержит ряд анахронизмов и проговорок, свидетельствующих о представлениях о множественности богов, среди которых Яхве - "паче других, когда-либо возносившихся над израильтянами" - это типичный генотеизм, свойственный всем религиям региона того времени.
С открытием египтологии появилась версия о том, что свой монотеизм евреи позаимствовали в культе Эхнатона, стремящемся утвердить поклонение только одному бога - Атону. Дескать, очень подозрительно и особое положение "колена Левия", которому даже не достается собтвенно территории при дележке Палестины, когда еврейские племена якобы пришли туда из египта, и ему (левитам) надлежало исполнять сообые религиозные обряды. И будто бы оно было религиозной сектой последователей культа Атона, которая убежала из Египта после смерти фараона Эхнатона, опасаясь преследователей. Российский автор Зильберман написал книгу, в которой последовательно проводит эту мысль и приводит множество параллелей между египетскими традициями и еврейскими.
Зильберман Михаил Израйлевич. "Земля Ханаанейская" и Зильберман Михаил Израйлевич. Исход евреев из Египта
Его израильский однофамилец Ашер Зильберман и Исраэль Финкельштейн в книге "Раскопанная Библия" дают обзор археологических свидетельств против традиционной версии, вслед которыму обосновывают мнение, что монотеизм возник в историческую силу политических обстоятельств, когда с лица Земли исчезло мощное государство Израиль, и посреди горных гребтов осталось только малюсенькая Иудея, которое остро нуждалось в новой объединяющей идеологии, которая и воплотилась в виде новоявленного монотеизма, проводимого царем и религиозной верхушкой. Надо сказать, чтоцентрализация культа была необходимо ради искоренения региональных мест поклонения, чтобы лишить поддержки местную аристократию и строго централизовать власть в Иерусалиме.
Но в ответ на это израильский историк Шломо Занд приводит свое мнение:
На наш взгляд, можно предложить следующую гипотезу: последовательный монотеизм, излучаемый едва ли не каждой строкой Библии, появился на свет не из-за «политики» местного царька, пытавшегося расширить свои владения; его корни следует искать в «культуре», а именно в уникальном соприкосновении иудейских интеллектуальных элит, изгнанных или вернувшихся из изгнания, с абстрактными персидскими вероучениями. По-видимому, монотеизм был изобретен продвинутой прослойкой интеллектуалов, однако политическое давление консервативного «центра» вскоре вытеснило его (в точной аналогии с другими революционными идеологиями различных эпох) на периферию общественной жизни. Не случайно ивритское слово «дат» (религия) заимствовано из персидского языка. Молодой монотеизм принял зрелую форму гораздо позже, после столкновения с эллинистическим язычеством.
(Шломо Занд. Кто и как изобрел еврейский народ
И надо сказать, что оно очень даже небезосновательное, учитывая огромное сходство между Авестой и Библией.