Форум портала "Наука и религии мира"

Исход в археологическом аспекте

Обсуждение вопросов библеистики со строго научных позиций. Эмоциональность и субъективизм не приветствуются.

Исход в археологическом аспекте

Сообщение Atmel » Сб дек 29, 2007 14:32

Статья размещена на странице ИСХОД ИЗ ЕГИПТА
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Сообщение Digger Rebel » Ср янв 02, 2008 14:23

Когда они вышли из Египта?
1. Подсчет от "сотворения мира".
Тора не упоминает ни одного фараона по имени, но даёт нам три намёка в отношении даты, к сожалению, противоречащие друг другу. Одна – это подсчёт времени Исхода от "сотворения мира", пользуясь датами рождения и смерти действующих лиц. В соответствии с этим, семья Иакова прибыла в Египет, когда ему было 130 лет, или в 2238 году со дня "Творения". Это добровольное изгнание длилось 430 лет (Исход 12:40), так что Исход начался в 2668 г. По еврейскому летоисчислению у нас сейчас 5767-й год, как бы считаемый со дня Творения, т.е. Исход начался 3099 лет назад, в 1092-93-м г. до н.э. Это довольно поздно, учитывая, что уже через 70 лет, в 1020 г. Саул стал израильским царём. Чтобы скомпенсировать это несоответствие, Талмуд, в противоречии с Торой, произвольно утверждает, что изгнание длилось только 210 лет, или 400 лет со дня рождения Исаака. Это приводит Исход к 1312 г. до н.э., через 24 года после смерти фараона Эхнатона. Но мы, конечно, мы не можем принять всерьёз, что, скажем, Адам жил 930 лет, а Метушелах - 969 лет (если даже примем их за исторических личностей).


Вообще, интересно развивается история по библии.

1. Потоп, истребивший всех людей на земле, кроме Ноевой семьи (8 человек), произошел в 1655г. от с.м.
2. Аврам родился в 1948г. от с.м., т.е. через 293 года после его начала.
За эти несчастные 293 года планета изменилась необычайно. От восьми человек, вошедших в ковчег произошло великое множество народа, причем народ этот уже поделился на расы и нации, образовал различные царства. Библия являет нам чудеса демографии и городостроительства, говоря о том, что уже у правнука Ноя (сына Хама) Нимрода были ЦАРСТВА, хотя Нимрод жил намного раньше Авраама.


Быт 10:6-10
6 Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.
7 Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан.
8 Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле.
9 Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говориться: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом.
10 Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар.


Я, конечно, не демограф, но не могу себе представить, откуда взялось столько людей за такой короткий промежуток времени и образовались даже царства. Когда Аврам пришел с Сарой в Египет, там уже вовсю правили фараоны, а ведь это событие произошло всего-навсего через 367 лет после потопа (Авраму было 75 (см.Быт.12:4, 15).
Поразительно, как за три с небольшим века произошло столько изменений: образовались т.н. "языческие" религии, государственные системы, царства и даже царские династии.
Последний раз редактировалось Digger Rebel Пн янв 07, 2008 17:02, всего редактировалось 1 раз.
"У слепой веры злые глаза"
Станислав Ежи Лец
Аватара пользователя
Digger Rebel
 
Сообщения: 846
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:13

Сообщение Digger Rebel » Ср янв 02, 2008 14:45

А длилось ли это самое "рабство" 430 лет, как написано в библии?Среди вошедших в Египет упоминается некий Кааф, сын Левия
1 Паралипоменон 6:1-3
1 Сыновья Левия: Гирсон, Кааф и Мерари.
2 Сыновья Каафа: Амрам, Ицгар, Хеврон и Узиил.
3 Дети Амрама: Аарон, Моисей и Мариам. Сыновья Аарона: Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар.


Кааф был дедом Амрама и прадедом Моисея, выведшего израильтян из Египта.
Моисею на момент выхода было 80 лет
[Исх.7:7] Моисей [был] восьмидесяти, а Аарон восьмидесяти трех лет, когда стали говорить они к фараону.

Значит 430-80=350 лет отделяют рождение Моисея и приход сынов Израиля (в том числе и его внука Каафа).
Кааф прожил 133 года.
[Исх.6:18] Сыны Каафовы: Амрам и Ицгар, и Хеврон, и Узиил. А лет жизни Каафа было сто тридцать три года.

Его сын Амрам, отец Моисея прожил 137 лет.
[Исх.6:20] Амрам взял Иохаведу, тетку свою, себе в жену, и она родила ему Аарона и Моисея. А лет жизни Амрама было сто тридцать семь.

Учитывая, что Кааф вошел в Египет уже не младенцем и еще какое-то время жил после рождения сына Амрама, можно прийти к выводу, что Моисей никак не мог родится через 350 лет после прихода Каафа в Египет, просто потому, что уже через 150 (это максимум!) лет умер (опять же согласно библии) Амрам, его отец.
Либо Моисей родился через 200 лет после смерти своего отца. :D
Последний раз редактировалось Digger Rebel Пн янв 07, 2008 17:03, всего редактировалось 1 раз.
"У слепой веры злые глаза"
Станислав Ежи Лец
Аватара пользователя
Digger Rebel
 
Сообщения: 846
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:13

Сообщение Коля » Ср янв 02, 2008 15:58

Мне проверять лень, но если это действительно так, то я очень удивлюсь: мне всегда почему-то казалось, что уж что-что, а в плане арифметики в Библии всё подогнано точно. По крайней мере, внутренне непротиворечиво.
И назавтра мне скажет повешенный раб:
"Ты не прав, господин!" — и я вспомню твой взгляд
И скажу ему: "Ты перепутал, мой брат, —
В этой жизни я не ошибаюсь."
Аватара пользователя
Коля
 
Сообщения: 408
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:41

Сообщение Антон Завожский » Вс мар 23, 2008 01:50

[quote="Коля"]Мне проверять лень, но если это действительно так, то я очень удивлюсь: мне всегда почему-то казалось, что уж что-что, а в плане арифметики в Библии всё подогнано точно. По крайней мере, внутренне непротиворечиво.[/quote]

Если следовать логике построения библейских текстов, то точные исторические факты - в библии, могут встречаться с того момента коогда Моисей начал вести записи происходящих событий.

Все касающееся более ранних событий, от части является пересказом - пересказов, от части - боговдохноленными записями, поэтому слишком серьезно к ним относиться не стоит.

А те, кто тексты переписывал, вряд-ли их подгоняли, все-же - "Священные" боялись святость испортить.
Антон Завожский
 
Сообщения: 708
Зарегистрирован: Вс мар 16, 2008 14:43
Откуда: краснодарский край

Сообщение Atmel » Вс мар 23, 2008 10:00

Антон Завожский писал(а):Если следовать логике построения библейских текстов, то точные исторические факты - в библии, могут встречаться с того момента коогда Моисей начал вести записи происходящих событий.
Моисей не мог делать никаких записей. наиболее древний еврейский алфавит появился не ранее 10 века до н.э. (от силы 11-го). Даже его родоначальница - финикийская письменность - появилась около 13 века до н. э. Время же предполагаемого исхода -
первая волна - 13 век до н.э.
вторая волна - двумя веками позже.

Понятно, что поскольку еврейская письменность была производной от финикийской, она могла возникнуть только на территории Палестины (Ханаана). Т.е. никакой Моисей ничего написать не мог, разве что на египетском??? Но тогда и пресловутая "книга Завета", с которой разъезжал по Иудее Иосафат (2 Пар. 17:9), тоже должна была быть на египетском.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Сообщение Digger Rebel » Вс мар 23, 2008 10:58

Антон Завожский писал(а):Если следовать логике построения библейских текстов, то точные исторические факты - в библии, могут встречаться с того момента коогда Моисей начал вести записи происходящих событий.


Даже если мы проявим полноту фантазии, все равно мы не придем к выводу, что пятикнижие написал Моисей. Взять хотя бы историю описания "Моисеем" своей же собственной смерти:

1 И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана,
2 и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря,
3 и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора.
4 И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "семени твоему дам ее"; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь.
5 И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню;
6 и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня.
7 Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась.
8 И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее.
9 И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею.
10 И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу,
11 по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его,
12 и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля.
(Втор.34:1-12)


Антон Завожский писал(а):Все касающееся более ранних событий, от части является пересказом - пересказов, от части - боговдохноленными записями, поэтому слишком серьезно к ним относиться не стоит.


даже если речь идет о пересказе пересказов, то эти пересказы к Моисею отношения не имеют. Возьмем для примера историю с Авраамом:

14 Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана;
(Быт.14:14)


Интересный момент. Авраам гнал неприятелей до города, названного впоследствии в честь его правнука Дана. Но город получил имя "Дан" не во времена Моисея, который мог бы заниматься пересказом, а после т.н."завоевания" Ханаана, после смерти Моисея:

47 И сыны Дановы пошли войною на Ласем и взяли его, и поразили его мечом, и получили его в наследие, и поселились в нем, и назвали Ласем Даном по имени Дана, отца своего.
(Иис.Нав.19:47)
"У слепой веры злые глаза"
Станислав Ежи Лец
Аватара пользователя
Digger Rebel
 
Сообщения: 846
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:13

Сообщение Atmel » Вс мар 23, 2008 11:12

Digger писал(а):Взять хотя бы историю описания "Моисеем" своей же собственной смерти:
Digg, но ту же, конечно же, в курсе, что говорит об этом моменте православное жречество? Мол, все написал Моисей за исключением последней главы. ))

Digger писал(а):Интересный момент. Авраам гнал неприятелей до города, названного впоследствии в честь его правнука Дана.
Наиболее упертые демагоги заявляют, что это был "другой" Дан. Мало ли, мол, созвучий в названиях бывает? Поэтому здесь надо сравнивать оригинальное написание названий в этом случае и в случаях действительных аналогичных совпадений, имеющих место быть. И желательно хотя бы ориентировочно сопоставить месторасположение "авраамовского" Дана и Дана его "правнука", так как невозможно предположить, чтобы в одной узкой местности рядом находились два города с совершенно одинаковым названием.
"Аврамовский" Дан: ןָּד
"Правнуковский" Дан: ןָּד

Т.е. написания абсолютно идентичны. Теперь посмотрим на этот фрагмент:

14 Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана;
15 и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска;


Как видим, "авраамовский" Дан и Дамаск находятся рядом, т.е. это тот же с амый Дан, что и "правнуковский" Ласем. ))
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Сообщение Digger Rebel » Вс мар 23, 2008 11:35

Atmel писал(а):
Digger писал(а):Взять хотя бы историю описания "Моисеем" своей же собственной смерти:
Digg, но ту же, конечно же, в курсе, что говорит об этом моменте православное жречество? Мол, все написал Моисей за исключением последней главы. ))


1. Все книги торы названы книгами Моисея.
2. Насчет последней главы: тогда может, можно сказать, что еще и кроме текстов, наподобие:
3 Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле.
(Чис.12:3)

Мог ли "кротчайший человек из всех людей" о себе такое написать? :wink:
3. К последней главе также можно добавить и предпоследнюю, т.к. она начинается словами:
1 Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею.
(Втор.33:1)


Atmel писал(а):Наиболее упертые демагоги заявляют, что это был "другой" Дан. Мало ли, мол, созвучий в названиях бывает? Поэтому здесь надо сравнивать написание названий в этом случае и в случаях действительных аналогичных совпадений, имеющих место быть.


Посмотрел сейчас в текст:
В Бытие 14:14 стоит слово דּז, оно же стоит и в Иис.Нав.19:47
"У слепой веры злые глаза"
Станислав Ежи Лец
Аватара пользователя
Digger Rebel
 
Сообщения: 846
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:13

Сообщение Антон Завожский » Пн мар 24, 2008 01:13

21 ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями];

Исход -18.

И кто такие "письмоводители"? Может люди умеющие писать?
Так почему бы Моисею не дать указания чтобы один из - "способных и боящихся бога письмоводителей" не вел за ним записи?
Ведь книга - Числа, выглядит почти как бух-учет, разве такое запомнишь?

Получается что утверждение о том что при Моисее у евреев небыло письменности, вступает в противоречие с библейским текстом.
Кому (чему) верить?
Антон Завожский
 
Сообщения: 708
Зарегистрирован: Вс мар 16, 2008 14:43
Откуда: краснодарский край

След.

Вернуться в Научная библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11