Форум портала "Наука и религии мира"

Археология и Библия

Обсуждение вопросов библеистики со строго научных позиций. Эмоциональность и субъективизм не приветствуются.

Археология и Библия

Сообщение Atmel » Ср янв 04, 2012 11:47

По мере перевода книги Финкельштейна "Раскопанная Библия" накапливается критический археологический материал против историчности древней части исторического еврейского сказания. Это касается сказаний о "патриархах", историй, связанных с "завоеванием Ханаана", "исхода из Египта" и др.
Я поискал кроме этой книги другие критические источники по археологии, которые не упоминают или упоминают очень избирательно библейские аполотегы.

Библия:
    «В тот же день взял Иисус Макед и поразил его мечом и царя его, и предал заклятию их и все дышущее, что находилось в нем; никого не оставил, кто бы уцелел. И поступил с царем Македским также, как поступил с царем Иерихонским.
    И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Маккеды (Makkeda) к Ливне и воевал против Ливны. И предал Господь и ее в руки Израиля, и царя ее, и истребил ее Иисус мечом и все дышущее, что находилось в ней; никого не оставил в ней, кто бы уцелел. И поступил с царем ее так же, как поступил с царем Иерихонским.
    Из Ливны пошел Иисус и все Израильтяне с ним к Лахишу (Lachish); и расположился против него станом, и воевал против него. И предал Господь Лахис в руки Израиля, и взял он его на другой день, и поразил его мечом и все дышущее, что было в нем, так, как поступил с Ливною.
    Тогда пришел на помощь Лахишу Горам, царь Газерский; но Иисус поразил его и народ его мечом так, что никого у него не оставил, кто бы уцелел.
    И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Лахиша к Еглону [царь моавитский - Прим. ЛВН], и расположились подле него станом, и воевали против него. И взяли его в тот же день, и поразили его мечом, и все дышущее, что находилось в нем в тот день, предал он заклятию, как поступил с Лахишем.
    Иисус и весь Израиль с ним пошел к Еглону из Хеврона...»
    (Иисус Навин 10 )

Однако раскопки показали, что израильтяне, пришедшие в конце XIII (?) века до н.э., не могли взять Иерихон штурмом, потому что он был тогда необитаем. Этот город бронзового века был разрушен около 1550 года и, позже покинут. В XIV веке он был снова заселен, но мало: гончарные изделия этой эпохи находят в повторных захоронениях, использовавшихся с бронзового века, а в одном доме найден кувшин XIV века. Ничто не может быть отнесено к XIII веку. Нет никаких следов укреплений конца бронзового века. Заключение госпожи K.M. Kenyon: невозможно связывать разрушение Иерихона с приходом израильтян в конце XIII века до н.э. Источник: Cf. K.M. Kenyon "Digging up Jericho" /Раскопки в Иерихоне/, London, 1957, с. 256-265. "Jericho" /Иерихон/ в кн.: "Archaeology and Old Testament Study"/ Археология и ветхозаветные исследования/, Изд. D. Winton, Oxford, 1967, с. 272-274. H.J. Franken "Tell es-Sultan and Old Testament Jericho" /Тель-эс-Султан и ветхозаветный Иерихон/, Изд. OTS, 14 (1965), с. 189-200. M. Weippert "Die Landnahme der israelitischen Stämme" /Названия израильских племен/, с. 54-55.

Еще источник: Digging Up Jericho: The Results of the Jericho Excavations, 1952-1956


Второй фрагмент из Библии касается главы 8 книги Иисуса Навина.

Она рассказывает, как воины Ая (в Библии - Гая) вышли за стены своего города, чтобы встретить израильтян. Они отбросили их и преследовали по склону, убив 36 человек. Хотя число убитых было невелико, Иехошуа был озабочен влиянием этого события на дух его воинов: 'сердце народа растаяло и стало, как вода'. Он поспешил снова атаковать город, прибегнув на этот раз к хитрости. Атакующие израильтяне симулировали бегство. Воины Ая дали одурачить себя, вышли, как прежде, за городские стены и пустились в погоню. В результате они были отрезаны от города. Они оставили городские ворота открытыми и сняли защитников с городских стен. В этот момент вступил в действие другой отряд, насчитывавший 5000 израильтян. Они подобрались ночью к городу с другой стороны и устроили засаду в долине между Бет-Элем и Аем. Как только все воины покинули Ай, они ворвались в город и подожгли его. Увидев дым, жители Ая прекратили преследование 'бегущих' израильтян и поспешили назад. Но теперь они оказались зажатыми между двумя израильскими отрядами, которые атаковали их с фронта и тыла и уничтожали, 'пока никого из них не осталось'

«Из всех рассказов о завоевании этот - самый подробный; он не содержит ничего чудесного и кажется самым правдоподобным. К сожалению, он опровергается археологией.
Расколки в этом месте производили две разные экспедиции. Результаты совпали: Эт-Телль в начале бронзового века был большим городом, название которого мы не знаем, и был разрушен около 2400 года до н.э. Он оставался в запустении до 1200 года, когда на части развалин возникло бедное, неукрепленное поселение, просуществовавшее до начала X века до н.э., когда оно было окончательно покинуто. В момент прихода израильтян не было города Гая и не было царя Гая, были лишь развалины, возраст которых ~ 1200 лет.»

Источник: Père de Vaux (O.P.) "Histoire ancienne d'Israël" /Древняя история Израиля/, Изд. Lecoffre et Gabalda, Paris, 1971, т. I, с. 565.
Упоминается так же в:
Judith Marquet-Krause "Les fouilles de `Ay (Et-Tell)" /Раскопки в Гае (эт-Телль)/, Paris, 1949, а также работы J.A. Callawy, начиная с 1964 года: Cf. J.A. Callaway, Basor 178 (apr. 1965), p. I3-40 ; RB, 72 (1965), p. 409-415 ; K. Schoonover, RB 75 (1968), p. 243-247 ; 76 (1969), p. 423-426 ; J.A. Callaway, Basor, 196 (dec. 1969), p. 2-16.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Археология и Библия

Сообщение taras » Чт янв 05, 2012 14:06

Десять лет назад мнение Финкельштейна звучало очень радикально. Но теперь его поддерживает значительное количество израильских археологов (только они менее известные и не издают книги на английском).

К сожалению, мнение этих археологов не известно ни в Росии, ни в Украине. Именно для этого мы переводим книгу Финкельштейна. Главы из этой книги сейчас являются самыми читаемыми на блоге. Наша миссия - донести до обывателя в России и в Украине альтернативное мнение. Хотя я и не поддерживаю мнение Финкельштейна о времени и месте создания библейских книг, но я все равно считаю, что его книга имеет большое значение, особенно аргументы против историчности библейских историй.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)


Вернуться в Научная библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3