Stalker писал(а):Почему в J не упоминается ни Иерусалим, ни Храм?Думаю, дело в том, что J - это народное творчество, причем созданное еще до государства. По Финкельштейну получается, что во времена Езекии-Иосии Иудея была еще молодым государством, ему было от силы лет сто. Истории J были записаны в этот период, но созданы, несомненно, раньше. Скорее всего, когда они формировались, централизованного государства еще не было. Поэтому они никак и не выделяли Иерусалим (обычную деревню) и Храм (которого, скорее всего, еще и не было). Такие задачи (выделить Иудею, Иерусалим и Храм) могли быть поставлены только в условиях централизованного государства, т.е. их следует искать в тех произведениях, созданных уже при централизованном государстве. Это - Второзаконие и Девтерономическая история. Там есть все то, чего вы не находите в J: и требование одного Храма, и возвеличивание Иудеи (и очернение Израиля).
Если принять ваше предположение, что истории патриархов были созданы ещё до того, как Иерусалим стал Большой столицей, то в этих историях должны фигурировать другие города Иудеи 9-8 веков до н.э.
Израильский археолог Зеев Герцог утверждает, что в 9 веке до н.э. экономический и политический центр Иудеи находился на западе государства (если оно в то время уже существовало). Главным городом был Лахиш (именно поэтому ассирийский царь Синаххериб так хвастается взятием Лахиша на своем барельефе). Другими важными городами Иудеи того времени были Беэр-Шева (Вирсавия) и Арад. Но в историях о патриархах ни Лахиш, ни Арад совсем не упоминаются. Упоминаются только Беэр-Шева и Хеврон. Упоминание этих двух городов служит для Финкельштейна доказательством того, что истории о патриархах были написаны в Иудее в 8-7 веках до н.э. Но Беэр-Шева и Хеврон были важными городами не только в монархический период, но и в эллинистический. В Беэр-Шеве даже был свой храм. Но в персидский и эллинистический периоды территория южной Иудеи, где находились Беэр-Шева и Хеврон, принадлежала идумеям. Эти города находились в Идумее. А Лахиш и Арад в персидский и эллинистический период были деревнями. И в историях о патриархах их нет.
Зато в историях о патриархах большую роль играют Сихем и Бет-Эл (Вефиль) - важные культовые центры Самарии. Почему?
P.S. Археологические находки времен Езекии (LMLK-jars) свидетельствуют, что название города Хеврон в этот период отличалось от библейского названия, которое в свою очередь совпадает с более поздним послепленным названием этого города.