Форум портала "Наука и религии мира"

Происхождение Пятикнижия

Обсуждение вопросов библеистики со строго научных позиций. Эмоциональность и субъективизм не приветствуются.

Re: Происхождение Пятикнижия

Сообщение Atmel » Вт окт 04, 2011 21:21

daning писал(а):Большинство авторов уже нашли условия для создания Втор. 12-26 на основании поразительного сходства этого сборника законов с ассирийской дипломатической литературой 8-7 веков.

Как бы это наглядно показать? Есть сопоставления?
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга


Re: Происхождение Пятикнижия

Сообщение taras » Ср окт 05, 2011 16:04

daning писал(а):Большинство авторов уже нашли условия для создания Втор. 12-26 на основании поразительного сходства этого сборника законов с ассирийской дипломатической литературой 8-7 веков.


Книга Второзаконие имеет структуру, характерную для асирийских договоров "предистория - условия договора - Проклятия за нарушение договора". А также имеет проклятия, похожия на проклятия из ассирийских договоров в Втор. 28. Но эти проклятия могли быть написаны не только во времена Эсархаддона, но и позже: через 50/100/300 лет. Ничего не мешало образованому еврею при создании книги истользовать старый договор Эсархаддона.

Сам девтерономический сборник 12-26 не похож на ассирийские договора. Требование централизации культа в этом сборнике законов не имеет никаких паралелей в месопотамских документах. Поэтому ваше утверждение о "поразительном сходстве этого сборника законов с ассирийской дипломатической литературой 8-7 веков" ничем не оправдано.

Я постараюсь обратить ваше внимание на те исторические условия, которые кажутся мне более подходящими для сборника 12-26.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Происхождение Пятикнижия

Сообщение taras » Ср окт 05, 2011 17:32

Библейская история происхождения самаритян

Библейские книги Царств рассказывают нам, что жители Израильського царства были очень греховными, впадали в идолопоклонство и служили другим богам. Их главными святилищами были Вефиль и Дан, в которых находились золотые тельцы. За это идолопоклонство и отпадение от Иерусалимского храма Яхве наказал Израильское царство руками ассирийских царей. Утверждается, что ассирийский царь Салманасар пришел с большим войском, обложил Самарию и через 3 года взял ее. Жителей Самарии постигла участь изгнания. Их депортировали и вывезли в Калах, Хабур и Мидию. На их место ассирийцы привезли жителей Вавилонии и Сирии и научили их полонятся Яхве. После этого утверждается, что Яхве заключил с новыми жителями Самарии Завет (!), написал им уставы, и Закон (!) и заповеди, которые они должны были исполнять. Но жители Самарии не послушались Яхве и кроме Яхве продолжали дальше поклонятся своим месопотамским и сирийским богам. И так делали их сыновья, и сыновья сыновей, вплоть до времен написания книг Царств.

Книги Ездры и Неемии рассказывают, как самаритяне мешали иудеям восстанавливать Иерусалимский храм, а во времена Неемии под предводительством Санваллата хотели разрушить Иерусалим.

Йосиф Флавий в своей книге "Иудейские древности" рассказывает нам, как тот же намесник Самарии Санваллат, но на сотню лет позже, построил на горе Гаризим возле Сихема храм на подобие Иерусалимского. Санваллат переманил в свой храм жреца из Иерусалима Манассию. А через две сотни лет самаритянский храм на горе Гаризим был разрушен иудейским первосвящеником Иоанном Гирканом.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Происхождение Пятикнижия

Сообщение daning » Ср окт 05, 2011 20:14

Книга Второзаконие имеет структуру, характерную для асирийских договоров "предистория - условия договора - Проклятия за нарушение договора".

Именно так. Неоассирийские договоры легли в основу Девтерономии, после чего она стала обрастать новыми слоями, по которым можно проследить ее развитие. Вайнфельд и за ним Маккензи, Ван Сетерс и все остальные утверждают, что первоначально Девтерономия существовала именно в форме договора (между Яхве и его народом), списанного с договора Эсархаддона. На это указывает насыщенность Девтерономии ассирийскими формулами и оборотами.

It is likely that this treaty relationship was the source for Deuteronomy's image of a covenant between God and Israel. Assuming this was the case, we can learn a good deal about the biblical covenant by examining it with the qualities of the ancient Near East treaty in mind. It may even be that the original Deuteronomy - the "book of the law" or "book of the covenant" - was in the form of a treaty document.

Но эти проклятия могли быть написаны не только во времена Эсархаддона, но и позже: через 50/100/300 лет.

Если, как вы утверждаете, основа Девтерономии была создана в эллинистический период, то когда были созданы более поздние слои этой книги? А главное, какой в этом смысл? Откапывать 300-летние договоры между двумя госудаствами, которые давно не существуют, и закладывать их в основу своего национального эпоса? Невероятно.
daning
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: Вс сен 11, 2011 23:05

Re: Происхождение Пятикнижия

Сообщение taras » Ср окт 05, 2011 20:55

Предположительная небиблейская история самаритян

Согласно археологическим данным в Израильском царстве (как и в Иудее) религиозные представления были политеистическими. Имена жителей Израиля 9 века содержат теофорные частицы как Яхве, так и Ваала. Найдено большое количество статуеток Ашеры, медного быка и т.п. Найдены остатки храмов в Дане и Мегиддо. Но в Вефиле, Сихеме и Самарии остатков храмов не было найдено. Если к этим храмам добавить также найденные храмы в Лахише, Араде и предполагаемый храм в Иерусалиме, то мы получим картину отсутствия какой-либо централизации культа как в Израиля, так и в Иудее. Большие города имели свои большие храмы, маленькие города - меньшие святилища.

Ассирийское нашествие

Ассирийские источники утверждают, что после похода Тиглат-Паласара III на Галлилею и Заиорданье из этих регионов было депортировано около 16 000 жителей. Захват Самарии, столицы Израильского царства, приписывается церю Саргону II, а не Салманасару V как это описывают библейские книги Царств. После захвата Самарии Саргон депортировал около 27 000 жителей города.

Археологические данные показывают, что в результате ассирийского завоевания Израиля большие города были разрушены и перестроены согласно ассирийской планировке. Вероятно, они были заселены новой администрацией, чиновниками, а также военными отрядами. Но стили керамики не меняются. Это говорит о том, что этнический состав большинства коренного населения не изменился. Стили керамики, характерные для 9 и 8 веков до н.э., продолжаются также и в 7 - 6 веках.

После ассирийского захвата ерритория Израильского царства была разделена на провинции Самария, Мегиддо, Дор, Галаад. В результате разрушения Иудеи войсками вавилонского царя Навуходоносора ее население сократилось в 3 раза. А в Самарии сохранилось. Поэтому на протяжении всего персидского времени провинция Самария была значительно более заселенной и развитой. Иудея наоборот - малозаселенной и слаборазвитой.

Персидский период

О событиях 7-6 веков на территории Самарии известно мало. Но во второй половине 5 века неместником Самарии был назвачен Санваллат. В книге Неемии он назван хоронянином, хотя более предпочтительным чтением консонантного слова, обозначающего родину Санваллата, является ассирийский Харран. Это соответствует самарянской традиции и самому имени Санваллата (Син-убаллит, "бог Син оживил"). Этого ассирийского бога почитали в Уре и Харране, где находились храмы бога Сина. Иудейский писатель Иосиф Флавий называет этого наместника хуфейцем, т.е. вавилонянином. Исходя из комплексной информации можно предположить, что Санваллат родился и жил в Харране. Но за какие-то заслуги был назначен наместником Самарии. В Самарии у него родились дети. Из Элефантинских папирусов известно, что двух его сыновей звали Делайя и Шелемия. Их теофорные имена имели частицу -ях, что свидетельствует о том, что Санваллат поклонялся израильскому богу Яхве. Район Харрана в Ассирии был одним из мест компактного поселения депортированных жителей Израильского царства. Поэтому существует вероятность того, что этот Санваллат был потомком израильских изгнанников. Родившись в Харране он получил теофорное имя бога, которому поклонялись в этом городе. Но поселившись в Самарии он стал основателем династии, которая правила в Самарии на протяжении нескольких поколений.

В папирусах из Элефантины утверждается, что Санваллат правил во времена персидского царя Дария II. Временами этого же царя датируется первое упоминание о храме в Иерусалиме. Описания книги Ездры о восстановлении храма в Иерусалиме также датированы 6-м годов Дария II. Этот же царь выдал иудеям указ о датировке и правилах празднования празника Пасхи и Пресных хлебов. Согласно еврейской традиции персидский царь Дарий, сын Артаксеркса, во времена которого был восстановлен храм в Иерусалиме, был сыном еврейской наложницы. И действительно, царь Дарий II был сыном Артаксеркса от неизвестной вавилонской наложницы. Согласно утверждению Иосифа Флавия именно Санваллат построил храм Яхве близ Сихема на горе Гаризим. Израильский археолог Исаак Маген, руководитель археологических раскопок самаритянского храма на горе Гаризим, утверждает, что этот храм постоен в середине 5 века до н.э., т.е. приблизильно во времена Санваллата, который в свою очередь руководил во времена персидского царя Дария II. Весь комплекс информации позволяет предположить, что этот царь (или его двор) каким-то образом покровительствовали евреям.

В это время провинция Иудея (Йехуд) была значительно беднее и слаборазвитой. Вопреки повествованиям книг Ездры и Неемии о 50 000 возвратившихся изгнанниках, археологические данные не показывают какого-то роста населения или изменения этнического состава провинции. Значительный рост населения Иудеи фиксируется только в середине 2 века до н.э., после восстания Маккавеев.

Существовали ли другие храмы в Самарии этого периода, неизвестно. Этого исключать нельзя. Но главным храмом был имеено храм на горе Геризим. Основное жречество находилось там. В то время как политическое руководство провинции проживало в столице Самарии. Между горами Гаризим и Гевал находился город Сихем, который в это время был небольшим.

Эллинистический период

Золотой век Самарии закончился в 4 веке после завоевания Палестины Александром Македонским. Он сместил наместника Самарии и посадил на его место своего. Не известно точно, что он натворил, но жители Самарии взбунтовались и сожгли его. В ответ Александр Македонский жестоко отомстил Самарии за этот бунт. Он разрушил город и выселил его жителей в Египет и Финикию. Сам город был перестроен и в нем поселен македонский военный гарнизон. Самария превратилась в македонский город. Провинция Самария, которая до этого была очень богатой, чеканила свои монеты, пришла в упадок. Она утратила право чеканить монеты (а Иудея нет).

После разрушения столицы Самарии город Сихем, разположенный между горами Гаризим и Гевал, начал разрастаться. Кроме этого появился город на самой горе Гаризим. Как он назывался, неизвестно. Одним из предполагаемых названий этого города является ЛУЗА (согласно названию существующей сегодня самаритянской деревни на этой горе Кирьят Луза). Название этого города встечается в библейских текстах, но только в Септуагинте и Самаритянском Пятикнижии. Археолог Исаак Маген, описывая этот город, обращает внимание, что никаких экономических причин селится на горе, лишенной водных источников, не было. Поэтому, предполагает он, единственной причиной, по которой жители начали селится на горе, является религиозная (культовая) причина.

Планировка этого города эллинистического времени была спонтанной, что указывает на то, что город разрастался постепенно без какого-либо порядка. Никто из правителей его не строил специально. После появления этого города на горе Геризим и разрастания Сихема между горами, политический и религиозных центр Самарии переместился туда. Именно поэтому Иосиф Флавий утверждал, что столицей провинции Самарии был Сихем, а не город Самария.

Около 200 года до н.э. Палестину захватил селевкидский царь Антиох III Великий. После этого самаритянский храм был полностью перестроен. Новый храм был значительно больше и богаче. Город на горе также разрастался. И так продолжалось до 110 года, времени завоевательского похода Иоанна Гиркана. Город на горе Геризим, просуществовавший с 300 по 110 гг. до н.э. был типичным замкнутым религиозным городом. И он был типичным сектанским городом, где безусловное требование централизации культа, предписанное в Второзаконии, действительно могло исполнятся. Более того, этот город возник благодаря жесткому требованию приносить жертвы в "избранном месте" первого редакторского слоя сборника 12-26. Это требование централизации жертвоприношений (как и требование Жреческого кодекса) фактически заставляло самаритянина селится у "избранного места". Так возник город на горе Геризим.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Происхождение Пятикнижия

Сообщение daning » Ср окт 05, 2011 21:44

То есть некий сихемский девтерономист, живший около 300 г., незадолго до основания Кирьят Луза, откопал 370-летний договор Эсархаддона, и на его основе решил создать Второзакониe?
daning
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: Вс сен 11, 2011 23:05

Re: Происхождение Пятикнижия

Сообщение taras » Чт окт 06, 2011 11:41

daning писал(а):То есть некий сихемский девтерономист, живший около 300 г., незадолго до основания Кирьят Луза, откопал 370-летний договор Эсархаддона, и на его основе решил создать Второзакониe?

Вы очень упрощаете.
Книга Второзаконие достаточно сложная. И процесс ее создания очень сложный.
Когда-то я работал над этой книгой и нарисовал простую схему создания этой книги. Сегодня эта схема кажется мне достаточно примитивной и упрощенной, но я все таки приведу ее.

1. Первая речь Моисея (1:6-4:40)

Ещё на раннем этапе создания историй о Моисее один из авторов решил написать завещание Моисея.
Моисей рассказывает о предыдущих событиях, о приказе Яхве передать власть Иисусу Навину. Призывает народ выполнять постановления и заповеди, которых он их научил. Предостерегает от нарушения заповедей, предсказывает наказания от Яхве, депортации и плен в случае нарушения заповедей. Надежда на возвращение.

2. Вторая речь Моисея: воспоминания, другие наставления, благословения и проклятия (4:44-11:28, 28:1-28:68)

Какой-то образованный и одаренный еврейский писатель решил придать книге форму ассирийских договоров, которые состояли из трех частей: предистории - условий договора - проклятия за нарушение договора. Неизвестно кем был автор этой части книги и когда он ее писал, но знакомство с ассирийскими договорам (вероятно с договором царя Есархаддона, правившего в 7 в. до н.э.) и включение в условия договора заповеди о запрете смешанных браков выдает в нем диаспорного еврея. Поскольку истории о Моисее продолжали развиваться, автор добавил упоминания новых событий, которых не было в предыдущей части.

3. Вставка самарийского автора (11:29-30, 27:1-26)

Ещё один автор делает вставку после 11:28, разрывая повествование о благословениях и проклятиях предыдущего автора. Этот автор пытается поднять авторитет святилища в Сихеме. Он добавляет приказ провозгласить благословение и проклятие на горах Геризим и Гевал, добавляет приказ о сооружении жертвенника и горе Гевал (в самаритянском варианте - на горе Геризим). Добавляет перечень проклятий, которые нужно провозгласить на горе Гевал. (Перечень благословений, которые необходимо провозгласить на горе Геризим, почему-то отсутствует. Удален?)

4. Девтерономический сборник законов (12:1-26:19)

Следующий автор вставляет после 11:32 большой сборник законов, разрывая вставку самарийского автора о сооружении жертвенника. Главным отличием законов сборника является требование централизации культа в «месте, которое изберет (в самаритянском варианте - "избрал") Яхве». То, что автор поместил сборник законов среди повествования о сооружении алтаря на горе Гевал/Геризим, дает основания предполагать, что избранным местом является гора, на которой находится алтарь. Таким образом, этого автора можно идентифицировать как жителя Сихема.

5. Заключительная часть (29:1-30:20)
Описание процедуры заключения нового договора. Пророчество о будущем нарушения договора, наказание (депортация и плен), покаяние и прощение.

6. Поэтические отрывки «Песня Моисея» и «Благословение Моисея» (31:16-33:29)
Какой-то поздний автор добавляет две песни, которые вкладывает в уста Моисею, и добавляет обстоятельства написания этих песен.

7. Дальнейшее развитие, редактирования.
Многочисленные вставки и редактирования текста.

Поскольку уже в первой части пророчествуется о депортации и плене (а также в 2-й, 5-й и 6-й частях), то в этой книге нет частей, написанных в царский период. Все части являются послепленными. То, что в книге Второзаконие не упоминаются истории Исхода из Жреческого кодекса, указывает на то, что завершение книги произошло до создания этих историй.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Происхождение Пятикнижия

Сообщение daning » Пт окт 07, 2011 01:09

1. Первая речь Моисея (1:6-4:40) ... Поскольку уже в первой части пророчествуется о депортации и плене (а также в 2-й, 5-й и 6-й частях), то в этой книге нет частей, написанных в царский период. Все части являются послепленными.

На каком основании вы пришли к выводу, что первые главы книги являются самыми древними? Первые главы обеспечивают связку Девтерономии с Четверокнижием Яхвиста. Tаким образом, они являются самой поздней частью книги. Именно они и составляют "Многочисленные вставки и редактирования текста."

Какой-то образованный и одаренный еврейский писатель решил придать книге форму ассирийских договоров

Зачем этому одаренному писателю нужно было пользоваться 370-летними штампами, когда под рукой у него была блестящая, просвещенная эллинистическая историческая традиция? Образованный гражданин империи Птолемеев/Селевкидов ничего не слыхал о Гомере/Гесиоде/Геродоте?

Второзаконие не просто копирует структуру ассирийских договоров, оно является ярким примером ближневосточного эпистолярного жанра эпохи неоассирийской империи, не имеющим ни малейших признаков эллинистического влияния.
daning
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: Вс сен 11, 2011 23:05

Re: Происхождение Пятикнижия

Сообщение taras » Пт окт 07, 2011 11:39

daning писал(а):Зачем этому одаренному писателю нужно было пользоваться 370-летними штампами, когда под рукой у него была блестящая, просвещенная эллинистическая историческая традиция? Образованный гражданин империи Птолемеев/Селевкидов ничего не слыхал о Гомере/Гесиоде/Геродоте?

Если мы предположем, что свод законов 12-26 написан в 330-300 гг. до н.э., то автор, придавший Второзаконию форму ассирийских договоров писал в персидский период. Блестящей, просвещенной эллинистической исторической традиции под рукой у этого автора ещё не было.

С нашей стороны логично было бы предположить, что автор, создающий книгу о глубокой древности, должен был бы использовать документ, также являющийся по отношении к нему достаточно древним. Если бы автор истользовал современный ему документ в качестве древнего, то читатели книги, жившие во времена автора, не поверили бы в древность Второзакония.

daning писал(а):На каком основании вы пришли к выводу, что первые главы книги являются самыми древними? Первые главы обеспечивают связку Девтерономии с Четверокнижием Яхвиста. Tаким образом, они являются самой поздней частью книги. Именно они и составляют "Многочисленные вставки и редактирования текста."

На основание здравого смысла.
Истории о Моисее и Исходе не появились ниоткуда. Они должны были бы развиваться на основании некоторого периода. Сначала должны были бы появиться повествовательные истории, а только потом, вокруг них, - законодательные. Такой порядок развития историй о Исходе является естественным и, соответственно, наиболее вероятным.

В первой части книги упоминаются только повествовательные истории, ни одной законордательной.
Во второй части - в большинстве законодательные, а также и новые повествовательные. Поэтому первая часть является более древней.

Утверждение ван Сетерса, что сначала были написаны воспоминания Моисея, а потом уже сами события - неестественное. А поэтому и маловероятное. Как и утверждение о том, что законодательные части были написаны до повествовательных.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Пред.След.

Вернуться в Научная библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4