Предположительная небиблейская история самаритянСогласно археологическим данным в Израильском царстве (как и в Иудее) религиозные представления были политеистическими.
Имена жителей Израиля 9 века содержат теофорные частицы как Яхве, так и Ваала. Найдено большое количество статуеток Ашеры, медного быка и т.п. Найдены остатки храмов в Дане и Мегиддо. Но в Вефиле, Сихеме и Самарии остатков храмов не было найдено. Если к этим храмам добавить также найденные храмы в Лахише, Араде и предполагаемый храм в Иерусалиме, то мы получим картину отсутствия какой-либо централизации культа как в Израиля, так и в Иудее. Большие города имели свои большие храмы, маленькие города - меньшие святилища.
Ассирийское нашествиеАссирийские источники утверждают, что после похода Тиглат-Паласара III на Галлилею и Заиорданье из этих регионов было депортировано около 16 000 жителей. Захват Самарии, столицы Израильского царства, приписывается церю Саргону II, а не Салманасару V как это описывают библейские книги Царств. После захвата Самарии Саргон депортировал около 27 000 жителей города.
Археологические данные показывают, что в результате ассирийского завоевания Израиля большие города были разрушены и перестроены согласно ассирийской планировке. Вероятно, они были заселены новой администрацией, чиновниками, а также военными отрядами. Но стили керамики не меняются. Это говорит о том, что этнический состав большинства коренного населения не изменился. Стили керамики, характерные для 9 и 8 веков до н.э., продолжаются также и в 7 - 6 веках.
После ассирийского захвата ерритория Израильского царства была разделена на провинции Самария, Мегиддо, Дор, Галаад. В результате разрушения Иудеи войсками вавилонского царя Навуходоносора ее население сократилось в 3 раза. А в Самарии сохранилось. Поэтому на протяжении всего персидского времени провинция Самария была значительно более заселенной и развитой. Иудея наоборот - малозаселенной и слаборазвитой.
Персидский периодО событиях 7-6 веков на территории Самарии известно мало. Но во второй половине 5 века неместником Самарии был назвачен Санваллат. В книге Неемии он назван хоронянином, хотя более предпочтительным чтением консонантного слова, обозначающего родину Санваллата, является ассирийский Харран. Это соответствует самарянской традиции и самому имени Санваллата (
Син-убаллит, "бог Син оживил"). Этого ассирийского бога почитали в Уре и Харране, где находились храмы бога Сина. Иудейский писатель Иосиф Флавий называет этого наместника
хуфейцем, т.е. вавилонянином. Исходя из комплексной информации можно предположить, что Санваллат родился и жил в Харране. Но за какие-то заслуги был назначен наместником Самарии. В Самарии у него родились дети. Из Элефантинских папирусов известно, что двух его сыновей звали Делайя и Шелемия. Их теофорные имена имели частицу -
ях, что свидетельствует о том, что Санваллат поклонялся израильскому богу Яхве. Район Харрана в Ассирии был одним из мест компактного поселения депортированных жителей Израильского царства. Поэтому существует вероятность того, что этот Санваллат был потомком израильских изгнанников. Родившись в Харране он получил теофорное имя бога, которому поклонялись в этом городе. Но поселившись в Самарии он стал основателем династии, которая правила в Самарии на протяжении нескольких поколений.
В папирусах из Элефантины утверждается, что Санваллат правил во времена персидского царя Дария II. Временами этого же царя датируется первое упоминание о храме в Иерусалиме. Описания книги Ездры о восстановлении храма в Иерусалиме также датированы 6-м годов Дария II. Этот же царь выдал иудеям указ о датировке и правилах празднования празника Пасхи и Пресных хлебов. Согласно еврейской традиции персидский царь Дарий, сын Артаксеркса, во времена которого был восстановлен храм в Иерусалиме, был сыном еврейской наложницы. И действительно, царь Дарий II был сыном Артаксеркса от неизвестной вавилонской наложницы. Согласно утверждению Иосифа Флавия именно Санваллат построил храм Яхве близ Сихема на горе Гаризим. Израильский археолог Исаак Маген, руководитель археологических раскопок самаритянского храма на горе Гаризим, утверждает, что этот храм постоен в середине 5 века до н.э., т.е. приблизильно во времена Санваллата, который в свою очередь руководил во времена персидского царя Дария II. Весь комплекс информации позволяет предположить, что этот царь (или его двор) каким-то образом покровительствовали евреям.
В это время провинция Иудея (Йехуд) была значительно беднее и слаборазвитой. Вопреки повествованиям книг Ездры и Неемии о 50 000 возвратившихся изгнанниках, археологические данные не показывают какого-то роста населения или изменения этнического состава провинции. Значительный рост населения Иудеи фиксируется только в середине 2 века до н.э., после восстания Маккавеев.
Существовали ли другие храмы в Самарии этого периода, неизвестно. Этого исключать нельзя. Но главным храмом был имеено храм на горе Геризим. Основное жречество находилось там. В то время как политическое руководство провинции проживало в столице Самарии. Между горами Гаризим и Гевал находился город Сихем, который в это время был небольшим.
Эллинистический периодЗолотой век Самарии закончился в 4 веке после завоевания Палестины Александром Македонским. Он сместил наместника Самарии и посадил на его место своего. Не известно точно, что он натворил, но жители Самарии взбунтовались и сожгли его. В ответ Александр Македонский жестоко отомстил Самарии за этот бунт. Он разрушил город и выселил его жителей в Египет и Финикию. Сам город был перестроен и в нем поселен македонский военный гарнизон. Самария превратилась в македонский город. Провинция Самария, которая до этого была очень богатой, чеканила свои монеты, пришла в упадок. Она утратила право чеканить монеты (а Иудея нет).
После разрушения столицы Самарии город Сихем, разположенный между горами Гаризим и Гевал, начал разрастаться. Кроме этого появился город на самой горе Гаризим. Как он назывался, неизвестно. Одним из предполагаемых названий этого города является ЛУЗА (согласно названию существующей сегодня самаритянской деревни на этой горе
Кирьят Луза). Название этого города встечается в библейских текстах, но только в Септуагинте и Самаритянском Пятикнижии. Археолог Исаак Маген, описывая этот город, обращает внимание, что никаких экономических причин селится на горе, лишенной водных источников, не было. Поэтому, предполагает он, единственной причиной, по которой жители начали селится на горе, является религиозная (культовая) причина.
Планировка этого города эллинистического времени была спонтанной, что указывает на то, что город разрастался постепенно без какого-либо порядка. Никто из правителей его не строил специально. После появления этого города на горе Геризим и разрастания Сихема между горами, политический и религиозных центр Самарии переместился туда. Именно поэтому Иосиф Флавий утверждал, что столицей провинции Самарии был Сихем, а не город Самария.
Около 200 года до н.э. Палестину захватил селевкидский царь Антиох III Великий. После этого самаритянский храм был полностью перестроен. Новый храм был значительно больше и богаче. Город на горе также разрастался. И так продолжалось до 110 года, времени завоевательского похода Иоанна Гиркана. Город на горе Геризим, просуществовавший с 300 по 110 гг. до н.э. был типичным замкнутым религиозным городом. И он был типичным сектанским городом, где безусловное требование централизации культа, предписанное в Второзаконии, действительно могло исполнятся. Более того, этот город возник благодаря жесткому требованию приносить жертвы в "избранном месте" первого редакторского слоя сборника 12-26. Это требование централизации жертвоприношений (как и требование Жреческого кодекса) фактически заставляло самаритянина селится у "избранного места". Так возник город на горе Геризим.