taras писал(а):Если бы истории о патриархах имели какую-то историческую основу, то можна было бы понять, почему историях постоянно упоминают Сихем и Вефиль - потому что они отображают происходившие там события. Но вероятность того, что эти истории имеют историческую основу, приближается к нулю. Поэтому книгу Бытие нужно рассматривать как литературное произведение и искать ответ на ворос: почему автор создал именно такую историю?
Стремление автора библейской истории придать авторитет какому-то одному культовому месту выдает в нем симпатика этого самого места. Так, в историях о главной роли Иерусалимского храма можно опознать иудейского автора. А какого автора мы должны опознать в историях, которые предназначены для придания авторитета таким культовым местам как Сихем, Вефиль, Дан?
Почему в J не упоминается ни Иерусалим, ни Храм?
Думаю, дело в том, что J - это народное творчество, причем созданное еще до государства. По Финкельштейну получается, что во времена Езекии-Иосии Иудея была еще молодым государством, ему было от силы лет сто. Истории J были
записаны в этот период, но
созданы, несомненно, раньше. Скорее всего, когда они формировались, централизованного государства еще не было. Поэтому они никак и не выделяли Иерусалим (обычную деревню) и Храм (которого, скорее всего, еще и не было). Такие задачи (выделить Иудею, Иерусалим и Храм) могли быть поставлены только в условиях централизованного государства, т.е. их следует искать в тех произведениях, созданных уже при централизованном государстве. Это - Второзаконие и Девтерономическая история. Там есть все то, чего вы не находите в J: и требование одного Храма, и возвеличивание Иудеи (и очернение Израиля).
Что касается Патриархов - это, на мой взгляд, персонифицированная история народов, так как ее понимали древние евреи. Словосочетание "отец народов" сейчас используется, в основном, в ироничном смысле, но для древнего автора было само собой разумеющимся, что у каждого народа есть один первоотец-основатель, его имя как правило совпадает с именем народа. Примеров десятки: Израильтяне произошли от человека по имени Израиль, его племена - от одноименных сыновей Израиля, Эдомитяне от человека по имени Эдом, так же Амон, Моав, Ханаан (примечательно что старший сын Ханаана - Сидон, а Сидон был крупнейшим городом-государством Ханаана). Даже Адам в эту схему вписываются. Т.е. все Бытие - это представления древних о происхождении народов. В этом смысле эти истории и надо понимать, а не в том, что были реальные люди Авраам, Иаков-Израиль и т.д.