taras » Чт сен 22, 2011 13:10
Анализ книги пророка Осии.
Книга пророка Осии содержит резкую критику Израиля и Самарии, но, в то же время, очень благосклонна к Иудее. Поэтому, существует большая доля вероятности того, что она на самом деле написана иудейским автором и является антиизраильской (антисамарийской) пропагандой. Иудейский автор книги, описывая падение Израильского царства, объясняет это греховностью последнего.
Но для нас важным является упоминание автором книги сюжетов других библейских книг.
Так, анализ книги дает нам возможность предположить, что автор книги пророка Осии знаком с историями книг Царств о израильском царе Ииуе (Еху), с историями о Адаме и райском саду, с историями о Исходе, о Самуиле и Сауле, о Давиде, с книгой Судей, с историями о Соддоме и Гоморре, с историями о патриархах.
Но интересным является то, как автор книги упоминает эти сюжеты.
Не смотря на то, что в книгах Царств израильскому царю Ииую дается положительная оценка, автор книги Осии относится к нему негативно. В книгах царст убийство царем Ииуем дома Ахава является выполнением воли Яхве, но автор книги Осии обвиняет этого царя в кровавом убийстве дома Ахава в Изрееле.
Упоминая Адама автор пишет: "Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне".
Что он имеет в виду? Какой завет Адама и его измена? Вероятно это о истории с деревом познания добра и зла.
В стихе Ос. 9:9 автор пишет: "Глубоко упали они, развратились, как во дни Гивы; Он вспомнит нечестие их, накажет их за грехи их."
Он намекает на историю из Суд. 19-21 о содомитском грехе жителей Гивы. В книге Судей израильтяне осуждают этот грех и воюют против Гивы, истребляя грешников. Но автор книги Осии обвиняет в содомитском грехе именно израильтян из колена Ефрема (жителей Самарии).
В стихе Ос. 9:14 автор проклинает жителей Израиля: "Дай им, Господи: что Ты дашь им? Дай им утробу нерождающую и сухие сосцы".
Это проклятие является переработкой благословения Иакова из Быт. 49:25, относящееся к Иосифу.
В стихе Ос. 11:8 автор утверждает, что Ефрем заслуживает судьбы Соддома и Гоморры: "Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек; среди тебя Святый; Я не войду в город".
В книге Бытия Бог с двумя ангелами приходят в Аврааму, а потом два ангела идут в Соддом к Лоту, чтобы убедится в грехах этого города. Но автор книги Осии противоречит библейской истории, утверждая, что Бог - это не человек, он не пойдет в город, чтобы убеждиться в грехах Самарии.
В Ос. 12:3 упоминается история о рождении Иакова. И хотя в истории Бытия рассказывается, что Иаков родился, держа за пятку Исава, автор книги Осии пишет, что "еще во чреве матери запинал он брата своего".
Далее упоминается история о борьбе Иакова с богом. В книге Бытия описывается как Иаков на равных борется с богом и за это получает имя Израиль. Но автор книги Осии снова перекручивает эту историю, утверждая, что "Он боролся с Ангелом — и превозмог; плакал и умолял Его".
Таким перекручиванием он унижает и высмеивает Иакова.
В следующем стихе автор обнаруживает знакомство с историем об открытии Моисею божественного имени. Но автор немного изменяет ее утверждая, что "Господь есть Бог Саваоф; Сущий — имя Его".
В книге Исход божественное имя Саваоф не упоминается. Оно не упоминается во всех книгах Пятикнижия, книгах Иисуса Навина, Судей, Царств (кроме некоторых историй, связанных с ковчегом, скинием и храмом). Но это имя широко используется в иудейских пророческих книгах, даже в такой книге как Псевдо-Иезекииль, датированной 2 веком до н.э.
В стихе 12 автор упоминает историю о путешествии Иакова в Месопотамию:
"Убежал Иаков на поля Сирийские, и служил Израиль за жену, и за жену стерег овец."
Хотя построчный перевод c Септуагинты такой:
"Убежал Иаков на поля Сирийские, и служил Израиль жене, и жене стерег овец."
Если принять перевод Септуагинты, то мы снова имеем попытку унизить Иакова.
В Ос. 13:10-11 автор обнаруживает знакомство с историей 1 Книги Царств о просьбе народа к Самуилу избрать им царя и помазании Саула:
"Где царь твой теперь? Пусть он спасет тебя во всех городах твоих! Где судьи твои, о которых говорил ты: «дай нам царя и начальников»? И Я дал тебе царя во гневе Моем, и отнял в негодовании Моем"
Это упоминнание также может быть расценено как полемика против Саула и Самуила.
Почему иудейский автор книги Осии перекручивает и высмеивает библейские истории?