Guravka писал(а):В условиях ожесточенной вражды иудеев с самаритянами, которая заполняет собой всю вторую половину первого тысячелетия до нашей эры, трудно представить, чтобы самаритяне именно тогда могли воспринять Тору в качестве богодухновенной книги.
Неемия 13:28 сообщает, что внук Елиашива был женат на дочери Санбаллата. С другой стороны, подобную историю рассказывает Иосиф Флавий в "Древностях" (Никасо, дочь Санбаллата вышла за Манассию, брата Иаддуя) - но относит ее ко времени Александра. Долгое время считалось, что речь идет об одном том же человеке, пока не были найдены так называемые Элефантинские папирусы, датируемые полувеком ранее похода Александра. В этих документах также упоминается некий Санбаллат. Таким образом, документы говорят нам о трех различных Санбаллатах, правителях Самарии.
Здесь дело в паппонимии - традиции называть детей мужского пола именем деда, распространенной на ближнем востоке в то время. Значит, действительно было три Санбаллата, Санбаллат 1 - Хоронит (из Неемии, 445 г до н.э.), его внук - Санбаллат 2 (из Самаритянских папирусов, 1-я половина 4-го века), и его пра-правнук - Санбаллат 3 (из Древностей, 332 г до н.э.). Перый и третий Санбаллаты выдали своих дочерей замуж за представителей семьи Иерусалимских священников (цаддокитов), что говорит о тесной политической связи между Самарией и Иерусалимом во второй половине первого тысячелетия до нашей эры.
Так что слухи об "ожесточенной вражде" (мягко говоря) немного преувеличены.