Форум портала "Наука и религии мира"

Книга Иезекииля

Обсуждение вопросов библеистики со строго научных позиций. Эмоциональность и субъективизм не приветствуются.

Re: Книга Иезекииля

Сообщение Облезлый кот » Вт дек 09, 2014 14:53

Вы говорите о том, что Ехезкель предсказал восстановление Иудеи в персидский период? Я правильно понимаю проблему?
Аватара пользователя
Облезлый кот
 
Сообщения: 473
Зарегистрирован: Пт фев 01, 2008 20:57

Re: Книга Иезекииля

Сообщение taras » Ср дек 10, 2014 02:05

Автор пророчества намекает на какого-то конкретного исторического персонажа послепленного периода. Либо он пророк, либо он жил уже после плена.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Книга Иезекииля

Сообщение Облезлый кот » Ср дек 10, 2014 11:18

taras писал(а):Автор пророчества намекает на какого-то конкретного исторического персонажа послепленного периода. Либо он пророк, либо он жил уже после плена.


Гог - это конкретный исторический персонаж? Снова Антиох Эпифан?
Аватара пользователя
Облезлый кот
 
Сообщения: 473
Зарегистрирован: Пт фев 01, 2008 20:57

Re: Книга Иезекииля

Сообщение taras » Сб дек 13, 2014 21:22

Я не знаю, кто скрыт под именем Гог.
Может он действительно имеет какое-то отношение к лидийскому царю 7 века до н.э. Гигу. Но другие стихи из книги Иезекииля явно намекают на какую-то более позднюю фигуру, послепленную.
Либо Иезекииль действительно был пророком и знал, что в послепленный период будет жить какой-то "Гог", который будет угрожать потомкам Израиля, либо эти стихи принадлежат более познему автору.
Я предполагаю, что пророчества о царя Гоге книги Иезекииля намекают не на одного исторического персонажа, а на нескольких. Повторюсь:

"Эти пророчества в сегодняшнем виде могут принадлежать не одному автору, а нескольким. И каждый из авторов мог намекать на разных, современных ему людей.
Т.е. один автор пишет первое пророчество, намекая на какого-то своего современника и события своего времени, пророчествует о каких-то предполагаемых событиях. Но время проходит, ожидаемые собития не происходят. И через некоторое время уже другой автор при переписывании свитка добавляет к существующему пророчеству новые стихи, намекая на какие-то события уже своего времени, на какого-то своего современника. И так может происходить несколько раз."


Автор, дописавший стихи о послепленном Гоге, намекал на какого-то исторического персонажа своего времени. Я не знаю, на какого, потому что искать надо в 5-1 веках до н.э. Мы не знаем историю настолько хорошо, чтобы однозначно идентифицировать возможного кандидата.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Книга Иезекииля

Сообщение Облезлый кот » Вс дек 14, 2014 00:27

Вот так самая простая гипотеза объясняет пророчество о Гоге. Автор ни на кого не намекает. Он видит события именно так, как их описывает. Гог - это литературный персонаж. Проблемы возникают только в Вашей гипотезе, когда Вы помещаете автора в персидский период и заставляете Гога быть исторической фигурой.
Аватара пользователя
Облезлый кот
 
Сообщения: 473
Зарегистрирован: Пт фев 01, 2008 20:57

Re: Книга Иезекииля

Сообщение taras » Вс дек 14, 2014 22:28

Я всего лишь исследую текст.
Автор книги пророчествует о каком-то Гоге, который прийдет с северных гор (возможно, Кавказа) и в будущем будет угожать сыновьям Израиля. Почему автор созает такое пророчество? Он фантазирует, несет бред сумасшедшего, или намекает на какие-то исторические события своего времени? Я не вижу оснований считать его сумасшедшим с больной фантазией. Я предполагаю, что автор намекает на реальные события, которые уже произошли, и предсказывает их дальнейшее развитие. Автор пророчества угрожает неизвестному Гогу, что он будет разбит израильтянами. Вот в чем смысл пророчества.
Для того, чтобы читатель книги правильно понял пророчество и правильно идентифицировал Гога, автор оставляет намек, когда прийдет Гог:

"Спустя многие годы ты будешь призван! В те грядущие годы ты пойдешь на землю, возрожденную после войны, – ее жители после рассеяния средь многочисленных народов собрались на пустовавших горах Израилевых, вернулись из рассеяния средь народов и стали жить, ничего не опасаясь." (Иез. 38:8)

Или он пророк, или он жил после плена. И это не моё желание задвинуть автора в персидский период, а свидетельство текста самой книги.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Книга Иезекииля

Сообщение Stalker » Вс дек 14, 2014 23:57

Облезлый кот писал(а):
taras писал(а):А вот библейского ученого Франческу Ставракопулу это не смущает. В трех-серийном фильме BBC. Bible's Buried Secrets.The Real Garden of Eden она пришла к заключению, що Божья гора - это, конечно же, гора Сион в Иерусалиме. А поскольку утверждается, что царь Тира живет на Божьей горе и в Эдемском саду, то этот ученый пришла к выводу, что Эдемский сад - это метафора. Под ней скрывается Иерусалимский храм. И этот вывод она сделала благодаря идентификации святой горы Божьей как горы Сион. Полный бред.


Идентификация героя Иез. 28:12-19 с иерусалимским первосвященником вовсе не "бред". Анализ LXX показывает, что именно так понимали это место древние переводчики на греческий. Список драгоценных камней одеяния "тирского царя" в LXX идентичен со списком камней облачения первосвященника из Исх. 28:17-20. Кроме того, слово "царь" в 28 главе передается в LXX не "василевс", как в остальных местах, а "архонт", отражая идею лидера, в том числе и религиозного.

Это, конечно, интересно. Однако, то как понимали этот текст переводчики LXX, строго говоря, не доказывает, что такой смысл туда закладывал автор. Единственное сильное сходство - совпадение списка драгоценных камней. Однако совпадение не полное: у Иезекииля упоминается 9 из 12 камней, порядок тоже не совпадает. То есть, вполне возможно, Иезекииль просто перечислил самые распространенные драгоценные камни. А вот в Септуагинте перечислены все 12. Такое добавление может говорить о том, что ко времени этого перевода фрагмент был переосмыслен как намек на первосвященника.
Кстати уместно задать вопрос - а был ли вообще во времена Иезекеииля обычай украшать одежду первосвященника драгоценными камнями? Ведь Исх. 28:17-20 это Жреческий кодекс, а например Велльгаузен, анализируя текст Иез., делает вывод, что Иезекииль незнаком с P.
Stalker
 
Сообщения: 380
Зарегистрирован: Ср сен 09, 2009 19:52

Re: Книга Иезекииля

Сообщение taras » Пн дек 15, 2014 00:10

Для этого нужно иметь могилу жреца с камнями на одежде.
Доказательства такого обычая, основанные на свидетельствах других библейских книг, являются ненадежными, так как не известно время написания самих книг (гипотезы не в счет).

Насчет незнакомства автора книги с Жреческим кодексом. У меня сложилось впечатление, что знаком, особенно с такой субстанцией как "слава Яхве".

Следует иметь в виду, что Вельхаузен датировал Жреческий кодекс послепленным периодом. А так как он не подвергал сомнению датировку книги Иезекииля, то в его модели Иезекииль просто НЕ МОГ БЫТЬ знаком с Жреческим кодексом, иначе вся модель рассыпалась.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Книга Иезекииля

Сообщение Облезлый кот » Пн дек 15, 2014 16:42

taras писал(а):Почему автор созает такое пророчество?


В конце книги речь идет об исходе израильтян из плена. Такое уже когда-то было, и тогда Йахве лично сражался фараоном и его войском и победил, Исх. 14:2-4 и 17-18.

Ехезкель развивает свой рассказ по готовому шаблону - традиции Исхода, поэтому ему никуда не деться от сражения, в котором Йахве победит врагов.

Кроме того, нужно же доказать всему миру, что не вавилонцы победили Йахве, а "за грехи свои был отправлен народ Израилев в изгнанье, за преступления" (Иез. 39:23).
Аватара пользователя
Облезлый кот
 
Сообщения: 473
Зарегистрирован: Пт фев 01, 2008 20:57

Re: Книга Иезекииля

Сообщение taras » Вт дек 16, 2014 12:26

Облезлый кот писал(а):В конце книги речь идет об исходе израильтян из плена. Такое уже когда-то было, и тогда Йахве лично сражался фараоном и его войском и победил, Исх. 14:2-4 и 17-18.
Ехезкель развивает свой рассказ по готовому шаблону - традиции Исхода, поэтому ему никуда не деться от сражения, в котором Йахве победит врагов.
Кроме того, нужно же доказать всему миру, что не вавилонцы победили Йахве, а "за грехи свои был отправлен народ Израилев в изгнанье, за преступления" (Иез. 39:23).

Я не понимаю таких аргументов. Я инженер-электронщик, а не студент иешивы.

Автор книги пишет пророчество о Гоге, при этом он уточняет:
1. Гог прийдет из северных гор (вероятно, Кавказ или Армянское плато).
2. Это будет "спустя многие годы", когда " жители после рассеяния средь многочисленных народов собрались на пустовавших горах Израилевых, вернулись из рассеяния средь на родов и стали жить, ничего не опасаясь". (автор описывает события так, как будто израильтяне уже вернулись из плена).
3. Гог нападает на людей, которые уже вернулись и живут на горах Израилевых: "Ты скажешь: «Пойду против страны беззащитной, нападу
на людей безмятежных, что живут, ничего не опасаясь. Нет у них ни крепостных стен, ни засовов, ни ворот». Ты устроишь набег, возьмешь добычу, обрушишь руку свою на селения, восставшие из руин, на народ, что вернулся из рассеяния и ныне владеет скотом и добром и живет на Пупе Земли.
4. Израильтяне живут на горах Израилевых, Пупе земли, возможно врайоне гор Геризим и Гевал.
5. Автор утверждает, что Гог будет разгромлен в долине Оверим, вероятно, восточнее Галилейского моря. И эта долина будет называться Хамон Гог.

Автор описывает какие-то конкретные события (угроза жителям Самарии от какого-то северного горного вождя в послепленный период).
Нужно быть очень упертым иудеем, чтобы утверждать, что это написано Иезекиилем в 6 веке до н.э.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Пред.След.

Вернуться в Научная библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2