taras » Пн авг 29, 2011 13:57
Пророчества о Тире.
Пророчества против Тира собраны в главах 26-28. В главе 26 содержится пророчество о том, что Тир будет разрушет вавилонским царем Навуходоносором. Именно это несбывшееся пророчество дало основания датировать книгу 6 веком до н.э. В главе 27 содержатся поэтические пророчества о падении Тира. А в главе 28 собраны пророчества против неизвестного царя Тира.
Если полагаться на несбывшееся пророчество главы 26, то книгу нужно датировать 6 веком до н.э., а все пророчества - это несбывшееся угрозы автора книги.
Если предположить, что пророчества книги - это не угрозы, а описание происходивших событий, то поэтические пророчества главы 27 являются художественным описанием разрушения Тира от рук Александра Македонского в 332 году до н.э. Но наиболее интересными являются пророчества против неизвестного царя Тира. Они собраны в главе 28.
В этой главе автор ведет полемику с каким-то царем, котрый называет себя Богом, восседающим на божественном престоле. Автор описывает этого царя как "отмеченного печатью совершенства, исполненного мудрости и совершенной красоты", живущего в Эдеме, на святой горе Божьей, называет его "херувимом с осеняющими крыльями" и предсказывает его падение из-за совершенных проступков (осквернения своих святилищ).
Что это за неизвестный царь, который удосужился таких пророчеств?
Этот царь возомнил себя Богом и называл себя Богом.
Каким образом царь мог называть себя Богом? Кричать на улицах или из окна своего дворца? Наиболее вероятным способом называть себя Богом - это взять себе царственное имя, содержащее слово "БОГ". Вероятно, этот царь имел в составе своего имени слово БОГ, которое автор книги считал богохульством.
Здесь следует отметить, что на Ближнем Востоке большинство монархов носили теофорные имена, содержащие имя бога, которому этот царь поклонялся. И эти имена не считались богохульством, а наоборот - свидетельством почитания божества. И так продолжалось до завоевания Ближнего Востока Александром Македонским. После смерти Александра и раздела его царства некоторые монархи (Селевкиды и Птолемеи) брали себе царственные имена, содержащие слово БОГ. И это слово уже не означало поклонение божеству, а было свидетельством божественности носителя имени.
Согласно пророчеству неизвестный царь Тира воседал на святой Божьей горе. Какая же гора названа здесь Божьей? Сион, Храмовая, Геризим? Они не подходят по контексту.
Возле Тира никакой святой горы нет. Что же это за гора?
Согласно финикийской мифологии местом пребывания богов была гора Цафон. Сегодня она называется Джебель ал-Акра и находится на границе между Турцией и Сирией. В 30 км на север от этой горы богов нахордилась древняя Антиохия, столица империи Селевкидов в 240-64 гг. до н.э. Если идентифицировать Божью гору пророчества книги Иезекииля как гору Цафон, то местом жительства неизвестного Тирского царя является не Тир, а Антиохия. Соответственно, этот "царь Тира" на самом деле является одним из монархов империи Селевкидов.
Какие монархи династии Селевкидов носили царственные имена, содержащие слово БОГ?
Это такие цари (в хронологическом порядке): Антиох II Теос (Бог), Антиох IV Теос Епифан, Деметрий II Теос Никатор, Клеопатра Тея.
Согласно царственному имени этим царем должен быть Антиох II Теос (Бог). Но это маловероятно. Свое имя Теос Антиох II получил от жителей города Милета за то, что освободил их от тирана Тимарха. Не смотря на свое имя Теос, оно не встречается на надписях и монетах этого царя. Поэтому это монарх не очень подходит для роли богохульника.
Первым монархом, на монетах которого встречается имя Бог (Теос), является Антиох IV Эпифан, правивший в 175-164 гг. до н.э. Первые монеты этого царя содержат обычный титул ВАСИЛЕВС АНТИОХ (царь Антиох). В начале своего правления царь берет себе титул "Явленный Бог" и, начиная с 170 года до н.э., на его монетах появляется титул ВАСИЛЕВС АНТИОХ ТЕОС ЭПИФАНОС (царь Антиох, явленный Бог).
Это тот самый царь, который осквернил Иерусалимский храм. И по преданию, Антиох IV Эпифан погиб при попытке ограбить храм богини Наины. Поэтому, пророчество о том, что царь погибнет из-за того, что осквернил свои святилища, подходит Антиоху Эпифану как никому другому.
Автор вряд ли был придворным и имел доступ к документам царя. Но как житель империи он мог каждый день наблюдать на монетах богохульную надпись Антиоха Эпифана, которая вызывала возмущение и спровоцировала автора написать пророчество о его гибели.
Почему же автор пророчества называет его царем Тира? Дело в том, что согласно легенде книги, она была написана в 6 веке до н.э. В те времена еще не существовало ни города Антиохии, ни империи Селевкидов. Поэтому автор вынужден был использовать другие, более архаичные названия. Так как значительная часть монет Антиоха была вычеканена в Тире, то автор решил использовать для своего пророчества именно этот древний город.