Форум портала "Наука и религии мира"

Книга Иезекииля

Обсуждение вопросов библеистики со строго научных позиций. Эмоциональность и субъективизм не приветствуются.

Книга Иезекииля

Сообщение taras » Вт авг 09, 2011 13:19

Однажды переводил статью израильского археолога Исаака Магена о раскопках на горе Гаризим, месте самаритянского храма Яхве. В этой статье археолог, при описи самаритянского храма обратил внимание на то, что этот храм некоторыми деталями напоминает храм Иезекииля. Эту схожесть Маген объяснил таким образом: после возвращения из плена иудеи построили второй Иерусалимский храм, позаимствовав в нем некоторые детали храма Иезекииля. Самаритяне, в свою очередь, построили свой храм на подобие Иерусалимского, поэтому их храм также стал похож на храм Иезекииля. Но такое объяснение содержит некоторые проблемы:
1. Иерусалимский храм ещё не найден, как он выглядел - неизвестно. Вся эта схема основана на сообжении Иосифа Флавия, который во вмногих случаях является не очень надежным источником.
2. Если внимательно проанализировать библейские книги Ездры и Неемии, то можно предположить, что второй Иерусалимский храм был построен во времена Дария II, а не Дария I, т.е. в 417/416 г. до н.э. Исаак Маген в свою очередь утверждает, что самаритянский храм был построен в средине 5 века до н.э. Получается, что он был построен раньше Иерусалимского храма.
2. Кроме этого, такая схема предполагает, что Иезекииль в видениях придумал в голове идеальный план храма, а иудеи и самаритяне, вместо того, чтобы использовать какой-то уже существующий план храма, взяли этот план в склонного к эпилепсии Иезекииля. Хотя следовало бы ожидать, что Иезекииль, создавая модель идеализированного храма, сам должен был бы взять за основу какой-то существующий храм. Вот модель храма Иезекииля.Изображение.
Правильные и симметрические формы выдают, что это не существующий храм, а идеализированный. Но тщательно продуманные детали и элементы говорят о том, что Иезекииль для этой модели использовал какой-то реально существующий храм. Может ли этим храмом быть самаритянский храм на горе Гаризим?

Это возможно только в том случае, если книга была написана самаритянами.
Перечитав ее ещё раз с новой точки зрения, я заметил такие интересные моменты:
1. Те выражения, которые использует автор(ы) книги для описание грехов Иерусалима и его храма, не могут принадлежать Иерусалимскому жречу. Они буквально просякнуты ненавистью к Иерусалиму, сравнывают его с проституткой и т.д.
2. Автор(ы) книги гораздо лучше относятся к Самарии, чем к Иудее.
3. В книге присутствуют элементы пророчеств, которые можно датировать 3, 2 и даже 1 веком до н.э.
4. В книге нигде нет утверждения, что нывый храм будет находиться в Иерусалиме. Он будет находиться на новом месте, на "высоких горах Израилевых". Это место может быть понято как горы Гевал и Геразим. В одном месте даже есть прямой намек на эти горы.

Если мое предположение верно, то книга Иезекииля является самаритянской. Описание грехов Иудеи и Иерусалима является не историческим описанием, а самаритянской антииудейской пропагандой.
На окончательном этапе создания книги, она была слегка отредактирована, чтобы сменить главные акценты и принять ее в канон.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Книга Иезекииля

Сообщение Эндрю Тегмарк » Вт авг 09, 2011 13:29

Откуда тогда в Книге Иезекиля появился Тетраморф? Самаритяне тоже страдали склонностью к плагиату?
Пророчество о Тире исполнилось не полностью. Почему его не "подправили"?
Эндрю Тегмарк
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Вт июл 19, 2011 17:05

Re: Книга Иезекииля

Сообщение taras » Вт авг 09, 2011 15:59

Эндрю Тегмарк писал(а):Откуда тогда в Книге Иезекиля появился Тетраморф? Самаритяне тоже страдали склонностью к плагиату?
Пророчество о Тире исполнилось не полностью. Почему его не "подправили"?

"В двадцать седьмом году, в первом месяце, в первый день месяца, было ко мне слово Господне: Сын человеческий! Навуходоносор, царь Вавилонский, утомил свое войско большими работами при Тире; все головы оплешивели и все плечи стерты; а ни ему, ни войску его нет вознаграждения от Тира за работы, которые он употребил против него. Посему так говорит Господь Бог: вот, Я Навуходоносору, царю Вавилонскому, даю землю Египетскую, чтобы он обобрал богатство ее и произвел грабеж в ней, и ограбил награбленное ею, и это будет вознаграждением войску его."
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Книга Иезекииля

Сообщение Stalker » Ср авг 10, 2011 00:43

Довольно интересное мнение, но на мой взгляд, слишком субъективное.

taras писал(а):Перечитав ее ещё раз с новой точки зрения, я заметил такие интересные моменты:
1. Те выражения, которые использует автор(ы) книги для описание грехов Иерусалима и его храма, не могут принадлежать Иерусалимскому жречу. Они буквально просякнуты ненавистью к Иерусалиму, сравнывают его с проституткой и т.д.

Я это понял в том смысле, что некоторые израильтяне остались в Иерусалиме во время плена, и среди них было какое-то жречество, которое исполняло ритуалы. Видимо, они сотрудничали с вавилонцами, и соответственно, служили их богам. Поэтому они вызывают такой гнев Иезекииля.

Иезекииль писал(а):1 Дух поднял меня и перенес к восточным воротам Дома Господня, обращенным на восток. И вот возле ворот – двадцать
пять человек. Среди них я увидел вельмож – ЯазаниPю, сына АззPура, и ПелатиPягу, сына БенаPягу. 2 И Он сказал мне:
– Человек! Вот люди, у которых на уме зло, чьи замыслы несут этому городу беду! 3 Говорят они: «Нескоро еще строить дома! Этот город – котел, мы в нем – мясо!»
....
7 Потому так говорит Господь Бог: – Этот город – котел, но мясо – это убитые, полнили город, а вас Я из города изгоню.


РБО дает такой комментарий:
Этот город – котел, мы в нем – мясо! — Возможно, вельможи сравнивают себя и оставшихся жителей Иерусалима с жертвенным мясом (ср. Зах 14:21), то есть себя, а не изгнанников они считают особым достоянием ГОСПОДА (ср. Иез 11:15). Та же идея – страдания избранного народа суть священная жертва ГОСПОДУ – звучит, на
пример, в Ис 29:12. Для Иезекииля оставшиеся жители Иерусалима – не жертва ради ГОСПОДА, а преступники, над которыми ГОСПОДЬ устроит суд (Иез 11:1011, ср. также 24:314). Жертвой являются безвинно погубленные ими люди (Иез 11:7). Вслед за Иеремией Иезекииль подчеркивает, что именно изгнанники, а не оставшиеся в Иерусалиме жители раскаются в совершенных преступлениях и вновь вступят в союз с ГОСПОДОМ.

Т.е. смысл понятен: Иезекииль обвиняет новых иерусалимских жрецов в нелегитимности.

2. Автор(ы) книги гораздо лучше относятся к Самарии, чем к Иудее.

Непохоже.
Иезекииль писал(а):4 Ляг на левый бок и возложи на себя грехи рода Израилева; все время, пока ты будешь лежать на левом боку, на тебе будут грехи рода Израилева. 5 Я назначаю тебе столько дней, сколько лет он грешил, – триста девяносто дней ты будешь нести грехи рода Израилева. 6 Когда исполнишь это, снова ляг – теперь на правый бок. Сорок дней ты будешь нести грехи рода Иуды. Каждый день Я буду тебе засчитывать за год.

Т.е. Израиль почти в десять раз больше нагрешил, чем Иудея.

3. В книге присутствуют элементы пророчеств, которые можно датировать 3, 2 и даже 1 веком до н.э.

Примеры?

4. В книге нигде нет утверждения, что нывый храм будет находиться в Иерусалиме. Он будет находиться на новом месте, на "высоких горах Израилевых". Это место может быть понято как горы Гевал и Геразим. В одном месте даже есть прямой намек на эти горы.

Тоже интересно посмотреть этот намек.

Вообще, у меня сложилось впечатление, что книга Иезекииля - это полемика представителя беженцев в Вавилоне с оставшимися в Иерусалиме иудеями. Иезекииль именно беженцев считает законными наследниками Израиля, а оставшиеся в Иерусалиме для него - предатели. См. цитату выше, и еще:

Иезекииль писал(а):23 И было мне слово Господне:
24 – Человек! Те, кто остались жить средь руин на земле Израилевой, говорят: «Авраам был один, а получил во владение эту землю. Нас больше – и нам отдана эта земля во владение!» 25 Но скажи им:
Так говорит Господь Бог:
– Вы едите с кровью, обращаете взоры к идолам, проливаете
кровь! И вам владеть этой землей? 26 Вы живете насилием, совершаете мерзости, один оскверняет жену другого! И вам владеть этойземлей? 27 Так скажи им:
Так говорит Господь Бог:
– Клянусь Собою! Те, кто живут средь руин, от меча падут. Тех,
кто в поле, Я отдам диким зверям на съедение. А те, кто прячутся в крепостях и пещерах, умрут от мора. 28 Я сделаю эту страну пустыней из пустынь, истощится гордая сила ее. Опустеют горы Израилевы, никто больше не будет по ним ходить!


Поэтому, понятно, что он не хочет подчеркивать тот факт, что храм будет восстановлен именно в Иерусалиме, и даже, в самом конце книги, 48:35 сообщает, что город будет переименован:
Иезекииль писал(а):И с того дня имя Городу будет «Господь там!»


РБО комментирует: 48:35 ГОСПОДЬ там! — По-древнееврейски название Города ;-   отдаленно
напоминает название -  (Иерусалим)
Не зря же новое название города созвучно Иерусалиму, для самаритянина это было бы странно.
Stalker
 
Сообщения: 380
Зарегистрирован: Ср сен 09, 2009 19:52

Re: Книга Иезекииля

Сообщение Stalker » Ср авг 10, 2011 11:37

taras писал(а):2. Автор(ы) книги гораздо лучше относятся к Самарии, чем к Иудее.


Возможно, Вы имеете в виду эти слова:
Сестра твоя старшая – Самария и ее дочери; она обитала к северу от тебя. Твоя меньшая сестра, что обитала к югу, – Содом и ее дочери. 47 Разве не так же, как они, ты поступала? Разве не такие же мерзости ты совершала? Но мало того, ты стала поступать еще хуже, чем они! 48 Клянусь Самим Собою, – говорит Господь Бог, – ни Содом, сестра твоя, ни дочери Содома не совершали того, что совершала ты и твои дочери! 49

Формально да, утверждается что Иудея грешнее Самарии. Однако, самаритянин так точно не мог сказать!
Ведь тут Иудея сравнивается с двумя самыми грешными городами, которые знает автор: Самарией и Содомом. Тот факт что Иудея поступала еще хуже, должно ужаснуть читателя, но никак не оправдывает Самарию.

Приведу аналогию: допустим, современный автор с пафосом сообщает про какую-нибудь страну, что она "поступает хуже фашистской Германии". Значит ли это, что он относится с симпатией к Гитлеру? Конечно нет, наоборот: фашистская Германия для него пример, эталон отрицательной страны. И уж тем более так бы никогда не сказал человек, который считает себя идейным наследником Гитлера, а фашистскую Германию идеальной страной, мечтающий о возрождении Рейха. Так что, это явно писал не самаритянин.
Stalker
 
Сообщения: 380
Зарегистрирован: Ср сен 09, 2009 19:52

Re: Книга Иезекииля

Сообщение taras » Ср авг 10, 2011 11:56

Stalker писал(а):Поэтому, понятно, что он не хочет подчеркивать тот факт, что храм будет восстановлен именно в Иерусалиме, и даже, в самом конце книги, 48:35 сообщает, что город будет переименован:Иезекииль писал(а):И с того дня имя Городу будет «Господь там!»РБО комментирует: 48:35 ГОСПОДЬ там! — По-древнееврейски название Города ;-   отдаленнонапоминает название -  (Иерусалим)Не зря же новое название города созвучно Иерусалиму, для самаритянина это было бы странно.

Название города "Господь там" на иврите читается как "Яхве шама". На "Иерушалаим" не очень похоже. Каких-то толкований этому названию я не встречал. Но если предположить, что эта книга была написана в то время, когда имя Яхве уже нельзя было произносить, то иудей должен был прочитать название города как "Адонай шама", а самаритянин как "Шема шама" (самаритяне тетраграммотон читают как "Шема"). Это игра слов, основанная на созвучии. РБО приводит множество примеров таких литературных приемов авторов библейских текстов. Тот автор, который придумал название города, вероятно, предполагал, что его читатель прочитает его как "Шема шама".
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Книга Иезекииля

Сообщение taras » Ср авг 10, 2011 12:06

Предположение о том, что основная часть книги Иезекииля может быть написана самаритянами, возникло у меня полгода назад. Я планировал написать статью с анализом книги Иезекииля, но так и не написал. Потому что это предположение имеет трудные места, на которые Вы обратили внимание. Для лучшего анализа я поднял здесь этот вопрос, чтобы другие исследователи помогли разобраться с ним. Я наведу примеры, которые подтверждают мое мнение, но они не однозначные.

Для лучшего анализа нам необходимо выяснить такие вопросы:
1. Принадлежит ли книга одному автору или нескольким?
2. Могла ли эта книга быть написанной Иерусалимскими жрецами?
3. Когда она была написана, какие существуют временные зацепки?
4. Что хотел(и) сказать нам автор(ы)?

Предлагаю сначала выяснить первый вопрос.
Какие существуют мнения?
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Книга Иезекииля

Сообщение Эндрю Тегмарк » Ср авг 10, 2011 16:05

Английская Вики пишет, что Книга Иезекиля оказала влияние на книги пророков Захарии и Даниила, а видения Захарии имели место в период правления Дария Великого (время жизни - 550-486 год до н.э.
Как пишут, самаритяне были переселены ассирийцами в 72 году до н.э.. А слово херувим произошло от аккадского карибу. Не отсюда ли взялся Тетраморф. Хотя Иезекиль мог насмотреться этого в Вавилонии.
Эндрю Тегмарк
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Вт июл 19, 2011 17:05

Re: Книга Иезекииля

Сообщение taras » Ср авг 10, 2011 19:25

Эндрю Тегмарк писал(а):Английская Вики пишет, что Книга Иезекиля оказала влияние на книги пророков Захарии и Даниила, а видения Захарии имели место в период правления Дария Великого (время жизни - 550-486 год до н.э.
Как пишут, самаритяне были переселены ассирийцами в 72 году до н.э.. А слово херувим произошло от аккадского карибу. Не отсюда ли взялся Тетраморф. Хотя Иезекиль мог насмотреться этого в Вавилонии.

На вопрос, откуда взялся Тетраморф, я ответить не могу. Но если мы сможем идентифицировать авторов книги и время ее написания, то сможем подобраться ближе к ответу на ваш вопрос.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Книга Иезекииля

Сообщение Stalker » Ср авг 10, 2011 22:18

taras писал(а):Название города "Господь там" на иврите читается как "Яхве шама". На "Иерушалаим" не очень похоже. Каких-то толкований этому названию я не встречал. Но если предположить, что эта книга была написана в то время, когда имя Яхве уже нельзя было произносить, то иудей должен был прочитать название города как "Адонай шама", а самаритянин как "Шема шама" (самаритяне тетраграммотон читают как "Шема"). Это игра слов, основанная на созвучии. РБО приводит множество примеров таких литературных приемов авторов библейских текстов.

Интересное объяснение.
Stalker
 
Сообщения: 380
Зарегистрирован: Ср сен 09, 2009 19:52

След.

Вернуться в Научная библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1