Однажды переводил статью израильского археолога Исаака Магена о раскопках на горе Гаризим, месте самаритянского храма Яхве. В этой статье археолог, при описи самаритянского храма обратил внимание на то, что этот храм некоторыми деталями напоминает храм Иезекииля. Эту схожесть Маген объяснил таким образом: после возвращения из плена иудеи построили второй Иерусалимский храм, позаимствовав в нем некоторые детали храма Иезекииля. Самаритяне, в свою очередь, построили свой храм на подобие Иерусалимского, поэтому их храм также стал похож на храм Иезекииля. Но такое объяснение содержит некоторые проблемы:
1. Иерусалимский храм ещё не найден, как он выглядел - неизвестно. Вся эта схема основана на сообжении Иосифа Флавия, который во вмногих случаях является не очень надежным источником.
2. Если внимательно проанализировать библейские книги Ездры и Неемии, то можно предположить, что второй Иерусалимский храм был построен во времена Дария II, а не Дария I, т.е. в 417/416 г. до н.э. Исаак Маген в свою очередь утверждает, что самаритянский храм был построен в средине 5 века до н.э. Получается, что он был построен раньше Иерусалимского храма.
2. Кроме этого, такая схема предполагает, что Иезекииль в видениях придумал в голове идеальный план храма, а иудеи и самаритяне, вместо того, чтобы использовать какой-то уже существующий план храма, взяли этот план в склонного к эпилепсии Иезекииля. Хотя следовало бы ожидать, что Иезекииль, создавая модель идеализированного храма, сам должен был бы взять за основу какой-то существующий храм. Вот модель храма Иезекииля..
Правильные и симметрические формы выдают, что это не существующий храм, а идеализированный. Но тщательно продуманные детали и элементы говорят о том, что Иезекииль для этой модели использовал какой-то реально существующий храм. Может ли этим храмом быть самаритянский храм на горе Гаризим?
Это возможно только в том случае, если книга была написана самаритянами.
Перечитав ее ещё раз с новой точки зрения, я заметил такие интересные моменты:
1. Те выражения, которые использует автор(ы) книги для описание грехов Иерусалима и его храма, не могут принадлежать Иерусалимскому жречу. Они буквально просякнуты ненавистью к Иерусалиму, сравнывают его с проституткой и т.д.
2. Автор(ы) книги гораздо лучше относятся к Самарии, чем к Иудее.
3. В книге присутствуют элементы пророчеств, которые можно датировать 3, 2 и даже 1 веком до н.э.
4. В книге нигде нет утверждения, что нывый храм будет находиться в Иерусалиме. Он будет находиться на новом месте, на "высоких горах Израилевых". Это место может быть понято как горы Гевал и Геразим. В одном месте даже есть прямой намек на эти горы.
Если мое предположение верно, то книга Иезекииля является самаритянской. Описание грехов Иудеи и Иерусалима является не историческим описанием, а самаритянской антииудейской пропагандой.
На окончательном этапе создания книги, она была слегка отредактирована, чтобы сменить главные акценты и принять ее в канон.