taras » Пн авг 15, 2011 18:28
Время написания книги Иезекииля.
Согласно хронологии книги, она была написана на протяжении 593-573 гг. до н.э.
Книга переполнена пророчествами, значительная часть из которых связана с вавилонским царем Навуходоносором. Большинство пророчеств весьма туманны. Но в книге содержатся также пророчества, которые не сбылись. Поэтому считается, что книга была написана до окончание событий, которые предсказываются. Одним из очевидных пророчеств, которые не сбылись, является пророчество об уничтожении Тира вавилонским царем Навуходоносором:
"Ибо так говорит Господь Бог:
- Я нашлю на Тир царя вавилонского Навуходоносора. С севера придет он, царь царей, с конями, колесницами и всадниками, с огромным войском. Дочерей твоих, что живут на побережье, он убьет мечом, а напротив тебя воздвигнет осадные башни, насыплет вал, выставит против тебя осадные щиты. Он обрушит на твои стены удары таранов, башни твои разобьет стенобитными орудиями. Тебя накроет туча пыли, поднятая его бесчисленной конницей. От криков всадников, от грохота колесничных колес будут сотрясаться твои сте¬ны. И он ворвется в твои ворота, словно через пролом в стене. Его кони будут топтать копытами твои улицы, жителей твоих он перебьет мечом, он повергнет на землю священные камни, на которые ты уповаеш. Враги разграбят твое богатство, возьмут в добычу твои товары. Стены твои они разрушат, красивые твои дома уничтожат. И камни, и бревна, и даже прах, что от тебя останется, они сбросят в море. Я положу конец твоим праздничным песням, цитры твои боль¬ше не будут звучать. Я превращю тебя в голую скалу! Ты станешь местом, где сушат рыбачьи сети, и никогда ты не будешь отстроен вновь, ибо Я, Господь, так судил, - говорит Господь Бог". (Иез. 26:7-14)
На самом деле Навухононосор не смог захватить город Тир и после 13 летней осады вынужден был заключить с ним мир. Именно это имел в виду другой автор книги, утверждая:
"В двадцать седьмой год, в первый день первого месяца было мне слово Господне:
- Человек! Навуходоносор, царь Вавилона, измучил свое войско изнурительной осадой Тира. Волосы на головах его воинов вылезли, плечи стерты, но нет никакой награды ни ему, ни войску его за осаду Тира, за все труды, которые пришлось вынести". (Иез. 29:17-18).
Здесь мы видим, что несбывшееся пророчество откоректировано.
Означает ли несбывшееся пророчество о захвате Тира Навуходоносором свидетельством того, что оно было написано до окончания осады Тира?
Большинство библеистов считает что так. Поэтому они всю книгу датируют временем Иезекииля, а откоректированное пророчество - позже, после завершения неудачной осады Тира.
Но не все так просто.
Если автор писал в 6 веке, то неудачное пророчество он мог записать только до окончания осады Тира.
Но если автор писал намного позже, в 3-2 веках до н.э., то здесь на первый план выходят исторические знания автора (авторов) книги.
На сегодняшний день древняя история Ближнего Востока воссоздана на основании многих исторических источников. Благодаря им мы имеем хорошее представление о многих событиях, происходивших в древности. Но, размышляя об авторах библейских книг, мы предполагаем, что их знания истории такие же, как и у нас. Но это не так. Их исторические знания формировались на основании других исторических источников. И нам неизвестно, насколько их сведения истории совпадали с теми, которые известны нам.
Т.е. автор несбывшегося библейского пророчества вполне мог писать после исторического события, о котором он повествует. Но его исторические знания могли быть ошибочными. Какой-то автор вполне мог считать, что Навуходоносор действительно завоевал Тир.
Примером того, как исторические знание влияют на библейское повествование является книга Даниила. Она написана в 2 веке до н.э. и в ней повествуется о событиях 6 века. Исторические знания автора (авторов) книги были настолько ошибочными, что он(и) исторические события, связанные с вавилонским царем Набонидом, связал(и) с царем Навуходоносором. Мало того, в книге создан несуществующий царь Дарий Мидянин, вероятно, трансформированный персидский царь Дарий I.
Если вернуться к пророчествам о Тире в книге Иезекииля, то они занимают три главы. В большинстве пророчеств утверждается, что Тир будет разрушен, но кем - не уточняется. И только в приведенном мной отрывке утверждается, что его разрушит Навуходоносор. Это ошибочное пророчество может объясняться плохими историческими знаниями одного из авторов. Именно поэтому уже другой автор откоректировал пророчество в Иез. 29:17-18. Авторы других пророчеств могли иметь в виду разрушение Тира Александром Македонским. Но так ли это, известно только им.