taras писал(а):Согласен.
Но Вельхаузен был протестантским богословом, т.е. человеком верующим.
Ну не знаю, когда я читал Велльгаузена, не сложилось у меня впечатление что он верующий. Довольно критично он разбирает библейские истории, а над книгами Хроник например он откровенно издевается.
В любом случае, не вижу, каким образом документарная теория требует, что бы истории описанные в Источниках, имели место в реальности.
Ну бог с ним, с Пятикнижием.
Я вот тут решил почитать пророков, начал с Исайи. Вот некоторые впечатления:
1. книга Исайи явно так же состоит из фрагментов, как и Пятикнижие. Постоянно разрывы повествования (некоторые истории обрываются на полуслове, например см. конец главы 38. ). Есть явные вставки, выбивающеися из контекста.
2. Считается, что как минимум часть книги, т.н. Первоисайа (или по гречески Протоисайа) действительно написан самим Исайей (Фридман тоже относит создание большей части книги Исайи к времени царя Езекии). Однако, даже в первых главах слишком много явных намеков на разрушение Иерусалима, на Вавилонский плен. Лишь очень небольшая часть, возможно, написана при Езекии - например осада Иерусалима ассирийцами (хотя и тут более вероятно, что реально она записана намного позже).
3. Автор, похоже, является сторонником D и противником P. Например, он критикует жертвы, предписанные P: (1:11-18)
— Ваши обильные жертвоприношенья Мне ни к чему,
— говорит ГОСПОДЬ. —
Сыт Я сожженными баранами
и жиром откормленного скота.
Мне не нужна кровь быков,
кровь баранов и козлов не нужна.
Вы являетесь предо Мной,
но кто требует всего этого у вас?
Зачем вы топчете дворы Храма Моего?
13 Довольно приношений никчемных!
Воскурения Мне противны.
Новолуния,* субботы, собранья...
Нестерпимы Мне празднества грешников!
14 Новолуния и праздники ваши возненавидел Я.
Они уже в тягость Мне,
Я устал их терпеть.
15 Ко Мне простираете руки, но Я отведу Свой взгляд.
И сколько бы вы ни молились, не буду Я слушать вас.
Ваши руки все в крови!
16 Омойтесь же, станьте чисты,
чтобы не приходилось Мне впредь видеть ваши злые дела!
Перестаньте творить зло,
17 научитесь добру!
Стремитесь к справедливости,
вызволяйте угнетенного,*
защищайте сироту,
вступайтесь за вдову.
Именно P уделяет особенно много внимания жертвам и субботам, про которые Исайа говорит, что они противны Господу. В то же время призыв "защищайте сироту, вступайтесь за вдову." очень напоминает заповедь D. В D очень часто встречаются призывы заботится о вдовах и сиротах, в Исайе - тоже + обвинения что эти законы не выполняются: "Горе тем, кто злые законы издает.... Отбирают добро у вдов, грабят сирот!" (Исайа 10) "Вельможи твои — отступники.... Не защитят в суде сироту, не разбирают дело вдовы." (Ис 1:23).
Интересно обвинение: "Ваши руки все в крови! Омойтесь же, станьте чисты"
Это похоже на ссылку на D:21. Если человек убит, его кровь оскверняет землю, снять с народа проклятие можно только кровью убийцы. Если же убийца не найден, то предусмотрен такой обряд: старейшины города убивают корову у ручья, затем умывают руки и говорят:"Наши руки не проливали эту кровь, наши глаза не видели, как она пролилась. 8 О ГОСПОДЬ, оправдай Свой народ, израильтян, народ, свобожденный Тобою из неволи! Не возлагай на израильтян, народ Свой, вину за пролитие невинной крови».
И тогда не
падет на них вина за эту кровь. 9 Так вы снимете с себя вину за пролитие невинной крови, сделав то, что угодно ГОСПОДУ (Втор 21:1-9). Таким образом, Исайа обвиняет народ в неисполнении заповеди D.
Еще сходство: у Исайи постоянно противопоставляется Яхве, который Живой бог, и остальные боги, которые "камни и деревяшки", а так же изделия из "серебром и золотом". Такое выражение есть в D 29:16: "Вы помните, как мы жили в Египте, как шли потом по землям различных народов; 17 вы видели их мерзких идолов — деревяшки и камни, изделия из серебра и золота." Подобная мысль - о том что чужие боги всего лишь "камни и деревяшки", произведение человека - не встречается в первых 4 книгах Пятикнижия (т.е. E,J,P).
Есть у Исайи и "тяжба завета": Бог вызывает народ на суд за неисполнение заповедей. (1:18).
Некоторые обвинения имеют явную паралель в D:
"Вельможи твои — отступники, водят дружбу с ворами. Каждый любит взятки, жаждет получать подарки!
Не защитят в суде сироту, не разбирают дело вдовы." (Ис.1:23)
«Кто попирает права переселенца, сироты и вдовы, да будет проклят!» (Втор 27:19)
"Забывшие о ГОСПОДЕ исчезнут. Позор принесут вам* те деревья, которые так дороги вам! Бесчестие принесут те сады,* что избраны вами!" (Ис 1:28) (В примечани сказано, что речь идет о поклонении священным деревьям, запрет на поклонение им содержится в D)
На мой взгляд, это дополнительный аргумент в пользу древности P. Тот, кто писал книги Исайи, знал и D и P (но был сторонником D). Также это на мой взгляд доказывает, что книга Исайи была написана гораздо позже, чем обычно считается, уже после опубликования D. (Возможно, после смерти Иоссии, когда реформа заглохла).