Ведь это краеугольный камень всего ветхого завета. Постоянно звучит мотив: Яхве вывел вас из египта, где были рабами, а вы отвечаете черной неблагодарностью. Значит, евреи действительно должны были помнить о каком то египетском рабстве и освобождению от него, значит упоминане роли Яхве в освобождении из плена должно было автоматически поднять авторитет самого Яхве. Если же они ни о каком египетском рабстве не подозревали, то подобные проповеди направлены в пустоту.
Лично у меня есть идея, откуда могла взяться легенда о египетском рабстве. В 4 книге царств сказано, что царь Иосия (тот самый, которому жрецы вручили Второзаконие и который произвел реформу централизации культа) погиб в сражении с египтянами, после чего египтяне обложили тяжелой данью иудейское царство, и иудейские цари были вассалами фараонов (фараоны могли смещать неугодных им царей и ставить тех, кого считали нужным).
31 Двадцати трех лет был Иоахаз, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны.
32 И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его.
33 И задержал его фараон Нехао в Ривле, в земле Емафской, чтобы он не царствовал в Иерусалиме, -- и наложил пени на землю сто талантов серебра и [сто] талантов золота.
34 И воцарил фараон Нехао Елиакима, сына Иосиина, вместо Иосии, отца его, и переменил имя его на Иоакима; Иоахаза же взял и отвел в Египет, где он и умер.
35 И серебро и золото давал Иоаким фараону; он сделал оценку земле, чтобы давать серебро по приказанию фараона; от каждого из народа земли, по оценке своей, он взыскивал серебро и золото для того, чтобы отдавать фараону Нехао.
4 царств 23.
Не это ли прообраз легенды о египетском рабстве?
Правда, египетское рабство упоминается и во Второзаконии, которое было написано раньше. Но может это позднейшие вставки? (Тут я уже не силен, ибо в первоисточниках не сильно разбираюсь).