Без сомнения, истории Яхвиста - это легенды и мифы, только не древней Греции, а древнего Израиля (или того, что было до него, как государства).
Считается, что в мифе преломляются искаженные реальные события. Например, миф об амазонках был гипертрофированным продолжением культа женских божеств (Кибеллы, Артемиды), существовавших во времена минойской цивилизации, в которых практиковались оргиастические женские мистерии, вследствие чего порой эти доведенные до крайнего религиозного экстаза женщины, вооруженные холодным оружием, подступали к мирным городам, от которых те закрывали городские ворота (вспомним хотя бы аргивское предание о том, что Дионис пришел в Аргос из-за моря с исступленными женщинами и что аргивяне под предводительством Персея оказали им вооруженное сопротивление) . Миф об Минотавре был продолжением периода гегемонии Крита (минойской цивилизации) над ахейскими племенами греков, первыми появившимися на Пелопонесе и попавшими в зависимость от критской цивилизации.
Вот как до неузнаваемости изменяет мифологическое сознание историю.
Аналогичным образом нам известно о существовании наиболее вероятных прототипов еврейских "патриархов" (бедуинские племена) в еврейских сказаниях. Само происхождение термина "евреи" связывают со словом "ивриты", что скорее всего переводится как "перешедшие реку" (т.е. проникшие из Месопотамии). И конечно же, божества у них были еще не ханаанские. Еще "пророк" Амос помнит об этом, говоря: " Мне ли вы приносили жертвы и дары 40 лет в пустыне? " (чтение по Ф.Денио по сообщению Облезлого Кота). Если пришлые кочевники смешались с местным населением, у которых практиковались поклонение разным локальным божествам-покровителям, то и пришедшие с ними предания о кочевых временах первоначально зафиксировали разные имена божеств.
Один из египетских источников - надпись времени Аменхотепа III в Храме Солеба - упоминает о кочевниках, которых египтяне именовали "шасу" (shasu): "Yhw в земле Shasu", где под Yhw напрашивается имя Яхве, хотя полной уверенности в этом тоже нет - не употреблен детерминатив, свойственный богу или народу (дословно: although the Egyptian inscription of Amenhotep III in the temple Soleb, "Yhw in the land of the Shasu" not using a determinative for God or for people, but for the name a place.) Но если это так, то уже во времена Аменхотепа III египтянам было хорошо известно, что в этой местности почитается бог Яхве. В то же время "Yhw" созвучно с именем одного из угаритских богов YH ("Яху).
Таким образом одни племена попали под влияние местного культа Яхве (как племя Иуды, которое, вероятно, жило в Палестине задолго до других колен), другие (преимущественно "северные" колена) остались под "попечительством" Эл Шаддая и Эл Элиона (отсюда кодекс Элогист). По мере объединения племен происходило слияние божеств, и встала задача объяснения того факта, что разные племена имели богов с разными именами. Она была решена ближе ко временам великих насильственных переселений (ассирийского, вавилонского).
Я так думаю.
В ЖЖ нашел грамотного единомышленника:
Kirill Pankratov. Библейский Исход - миф или реальность?. Можно с ним пообщаться.