Форум портала "Наука и религии мира"

Другие боги

Обсуждение вопросов библеистики со строго научных позиций. Эмоциональность и субъективизм не приветствуются.

Re: Другие боги

Сообщение taras » Пт июл 22, 2011 16:37

Эндрю Тегмарк писал(а):Я всё таки думаю, что Документарную гипотезу можно связать с изначальным политеизмом. Яхвист, понятно дело, продвигал культ Яхве, а автор Элогиста был приверженцем Эля Элиона

Всё, о чем мы говорим, является только предположением.
Я думаю, что между "Яхвистом" и "Элохистом" не существует религиозной разницы. Они вообще трудноразничимы. В Сепуагинте во многих местах Бытия термины Бог/Яхве (кириос) спользуются совсем не так, как в масоретском тексте.
Большинство библеистов считает, что Септуагинта является очень аккуратным переводом, и можно предположить, что в еврейском источнике Септуагинты использовались те же именования бога, что и в самом переводе. В таком случае в этом источнике употребление терминов Бог/Яхве очень отличалось от масоретского текста. Если бы мы имели этот древний источник Септуагинты, то разделение текста на Яхвист и Элохист было бы совсем другим, чем сегодня. Поэтому сегодняшнее разделение библейских текстов на "Яхвист" и "Элохист" является искусственным. Единственный источник, который избегает употребления имени Яхве - это "жреческий кодекс". Но он это делает, вероятно, потому, что его авторы были приверженцами теории, что имя Яхве стало известно только во времена Мойсея, поэтому они избегают употреблять этот термин до Моисея. Другие авторы библейских текстов не были приверженцами этой теории, поэтому свободно использовали оба термина, и Яхве, и Элохим.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Другие боги

Сообщение Эндрю Тегмарк » Сб июл 23, 2011 21:14

В книге Бытия возможно присутствуют упоминания каких других богов, помимо Яхве.
В истории с грехопадением Адама и Евы можно увидеть что Бог говорит см с собой во множественном числе:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. Разве Яхве обращался сам к себе? Кроме того видно, что бессмертие можно получить, съев какой-то плод. Значит человек изначально смертен и получается что угроза от Яхве - а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь - глава 2:17, была как кажется обманом со стороны Бога(богов) так как он(они) боялся(боялись) что человек сначала сам станет как бог (боги), ведающий добро и зло, а потом обретёт жизнь вечную.
Кроме того в главе 31:13 написано Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, однако в еврейском оригинале просто читается I am the god Bethel" ( 'El Bet'el ), который был ханаанским божеством. Смотрите сайт www.class.uidaho.edu тему HEBREW HENOTHEISM а также
Bruce Vawter, On Genesis: A New Reading (New York: Doubleday, 1977), pp. 313-4.
Интересен также эпизод в главе 31:53. Книга Берешит на сайте Тора онлайн читается так:
Б-г Авраама и бог Нахора пусть вершат суд между нами, бог их отца
В Синодальном переводе: Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их.
В Сп сделана попытка двух богов сделать одним. Однако Иаков спокойно заключает союз с Лаваном, который поклонялся другому богу.
Исследовательница религий Карен Армстронг в книге ИСТОРИЯ БОГА
ТЫСЯЧЕЛЕТНИЕ ИСКАНИЯ В ИУДАИЗМЕ, ХРИСТИАНСТВЕ И ИСЛАМЕ пишет:
Но кто такой Яхве? Поклонялся ли Авраам тому же Богу, что и Моисей, только под другим именем? Сегодня этот вопрос имеет первостепенное значение, но Библия на удивление туманна и дает на него противоречивые ответы. J утверждает, что люди поклонялись Яхве начиная еще с внуков Адама8, но позднее, в шестом веке, Р дает понять, что израильтяне даже не слышали о Яхве, пока тот не открылся Моисею в Неопалимой Купине. Устами Р Яхве объясняет, что Он – действительно тот же бог, что и бог Авраамов, хотя здесь тоже встречается противоречие: Он говорит Моисею, что Авраам называл Его "Бог всемогущий" (Эль-Шаддай), а божественного имени "Яхве" не знал9. Такие тонкости, впрочем, не особенно волновали тех, кто писал и правил Библию. J неизменно называл своего бога "Яхве", ведь к тому времени, когда он взялся за перо, Яхве уже навсегда стал Богом Израилевым – это и было по-настоящему важным. Религия израильтян была прагматичной, и мало кто тогда интересовался умозрительными мелочами, которые заботили бы нас. Не следует также считать, будто Авраам или Моисей верили в своего Бога точно так же, как верят теперь. Мы настолько свыклись с библейским повествованием и последующей историей Израиля, что склонны приписывать свои познания о более позднем иудаизме даже самым древним историческим персонажам. Принято, например, полагать, будто три израильских патриарха – Авраам, его сын Исаак и внук Иаков – верили только в одного бога, но на самом деле это сомнительно. Скорее, они были древнееврейскими язычниками и разделяли множество религиозных представлений с соседями из Ханаана, то есть верили в существование таких божеств, как Мардук, Ваал и Анат. Более того, они, возможно, вообще не поклонялись одному и тому же богу: не исключено, что Бог Авраамов, "страх" Исаака и "мощный Бог" Иакова были совершенно разными божествами.
Очень вероятно, например, что богом Авраама был Илу (Эль), верховный бог Ханаана, поскольку Он открылся Авраму под именем Эль-Шаддай, "Бог Горний", как принято было величать Илу. В других местах Его именуют "Эль-Элион" (Бог Всевышний) или Эль Вефильский. Имя Илу, главного ханаанского бога, в формах "эль – ил – иль" сохранилось в таких древнееврейских именах как Израиль и Исмаил. И относились к нему евреи так, как было принято среди язычников Ближнего Востока. Лишь столетия спустя, как мы увидим, израильтяне выяснили, что мана Яхве, то есть Его "святость", может быть ужасающей. На горе Синай, например, Он явился Моисею среди страшного вулканического извержения и запретил израильтянам приближаться к Нему. В сравнении с Ним Эль, бог Авраама, выглядит весьма добродушным божеством: он приходит к нему как друг, подчас даже в человеческом облике.
Эндрю Тегмарк
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Вт июл 19, 2011 17:05

Re: Другие боги

Сообщение taras » Сб июл 23, 2011 22:17

Эндрю Тегмарк писал(а):В книге Бытия возможно присутствуют упоминания каких других богов, помимо Яхве.

Возможно, но не обязетельно. Упоминание еврейского бога разными именами может быть одним из этапов развития монотеизма, когда Яхве начал идентифицироваться с другими богами, сливаться с ними, пока не стал верховным (а потом и единственным) богом.

Эндрю Тегмарк писал(а):В истории с грехопадением Адама и Евы можно увидеть что Бог говорит см с собой во множественном числе:И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. Разве Яхве обращался сам к себе? Кроме того видно, что бессмертие можно получить, съев какой-то плод. Значит человек изначально смертен и получается что угроза от Яхве - а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь - глава 2:17, была как кажется обманом со стороны Бога(богов) так как он(они) боялся(боялись) что человек сначала сам станет как бог (боги), ведающий добро и зло, а потом обретёт жизнь вечную.

Вероятно, эта история создавалась на основе какого-то месопотамского мифа, в котором действовали многие боги.

Эндрю Тегмарк писал(а):Кроме того в главе 31:13 написано Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, однако в еврейском оригинале просто читается I am the god Bethel" ( 'El Bet'el ), который был ханаанским божеством. Смотрите сайт http://www.class.uidaho.edu тему HEBREW HENOTHEISM а также Bruce Vawter, On Genesis: A New Reading (New York: Doubleday, 1977), pp. 313-4.

В папирусах из Элефантины, датированных концом 5 века до н.э., есть свидетельства того, что местные иудеи поклонялись многим богам: Яхве (Яху), Анат, Бетель, а также чтили Хнума и Птаха. Так что предположение о том, что Бетель может быть именем божества, имеет право на существование.

Эндрю Тегмарк писал(а):Но кто такой Яхве? Поклонялся ли Авраам тому же Богу, что и Моисей, только под другим именем? Сегодня этот вопрос имеет первостепенное значение, но Библия на удивление туманна и дает на него противоречивые ответы. J утверждает, что люди поклонялись Яхве начиная еще с внуков Адама8, но позднее, в шестом веке, Р дает понять, что израильтяне даже не слышали о Яхве, пока тот не открылся Моисею в Неопалимой Купине. Устами Р Яхве объясняет, что Он – действительно тот же бог, что и бог Авраамов, хотя здесь тоже встречается противоречие: Он говорит Моисею, что Авраам называл Его "Бог всемогущий" (Эль-Шаддай), а божественного имени "Яхве" не знал

Касательно Шаддая, то вопрос спорный.
Почему в книге Бытие Авраам называет бога именем Яхве, а в Исходе утверждается, что это имя впервые было открыто только Моисею? Вероятно, истории Бытия и Исходе развивались паралельно. Авторы условного "яхвиста" ещё не знали об историях о Моисее. С другой стороны авторы "жреческого кодекса" постарались изменить истории Бытия, чтобы имя Яхве не упоминалось. Интересное мнение по этому поводу содержиться здесь: Genesis and the Moses Story.

Эндрю Тегмарк писал(а): В других местах Его именуют "Эль-Элион"

Это не только имя ханаанского верховного бога. По гречески это имя будет звучать Теос Ипсистос. Это один из эпитетов Зевса, который встечается в поздней греческой литературе.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Другие боги

Сообщение Эндрю Тегмарк » Вс июл 24, 2011 11:22

Эндрю Тегмарк писал(а):В истории с грехопадением Адама и Евы можно увидеть что Бог говорит см с собой во множественном числе:И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. Разве Яхве обращался сам к себе? Кроме того видно, что бессмертие можно получить, съев какой-то плод. Значит человек изначально смертен и получается что угроза от Яхве - а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь - глава 2:17, была как кажется обманом со стороны Бога(богов) так как он(они) боялся(боялись) что человек сначала сам станет как бог (боги), ведающий добро и зло, а потом обретёт жизнь вечную.

Вероятно, эта история создавалась на основе какого-то месопотамского мифа, в котором действовали многие боги.

Профессор истории Ближнего Востока Марио Ливерани проводит многократные параллели между историей Адапа, который обретает мудрость, но которому запрещается «пища бессмертия» небес, и историей Адама в Эдеме.
Mario Liverani. Myth and politics in ancient Near Eastern historiography. — Cornell University Press, 2007
На сайте vridar.wordpress.com приводятся такие сравнения:
Миф о Адапе:
1. Адапа был "сын" и жрецом бога Эа в Эриду
2. Адапа была дана мудрость неба и земли, чтобы оборудовать, чтобы он был жрецом бога.
3. Лодка Адапа был перевернулась на Южный ветер (Shuttu) в внезапная буря
4. Адапа ответил сердито проклиная Shuttu
5. Его слова ворвались ветра ветра, она спала не в состоянии сразу же снова удар
6. Верховного бога Ану, услышав Адапа был ответственным за нарушение естественного порядка, вызвал его к себе
7 Опасаясь его сыном и священником, будет подвергнута Ану, Эа, бога мудрости и хитрости, дал Адапа две команды, чтобы держать его безопасности:

1. он был одеться в траурные одежды и сказать боги Ану дверь, Таммуз и Gizzida, что он был в трауре, потому что они исчезли с лица земли - это обеспечит хороший пользу и помощь от этих двух богов
2. он должен был отказаться от хлеба смерти и воду смерти, что Ану предложил бы ему, но он должен принимать одежду и масло помазания.

8 Все идет по плану до момента Ану предлагает Адапа хлеб и воду: Ану был настолько впечатлен Адапа, что он предлагает ему хлеб и воду вечной жизни, а не смерть, а Адапа, вспоминая его указаниям из Еа, страхи банкете смерти и уменьшается предложение.
9. Ану затем отправляет его обратно на землю и свое смертное существование.
Ливерани считает, что и мифы не только решить проблему смертности, но что они делают это по той же структурной оси:

1. Миф Адапа начинается с "получение мудрости". Это ссылка в нескольких словах. Затем он входит в длительный повествования объяснить, как, несмотря на это мудрость, несмотря на присутствие пищи бессмертия, Адапа должны оставаться смертным.
2. Миф Адам начинает также с получением мудрости, но в этом случае сама мудрость не есть хорошо. Это проблематично, и повествование фокусируется на расстоянии в этом сегменте. Затем он заключает с заявлением смертности (несмотря на наличие продуктов питания вечной жизни) в одном предложении.

Ливерани на этой основе сравнивает два:

1. вмешивается для того, чтобы Адапа приобретать мудрость о небе и на земле
2. Змей вмешивается для того, чтобы Адам приобретать мудрость о добре и зле

1.Если Адапа принимает пищу и питие жизни он станет бессмертным, как боги
2. Если бы Адам принимает пищу жизни он станет бессмертным, как боги (Элохим)

1. пищи вечной жизни, но отказ Адапа позволил Ану отвезти его обратно на землю
2. Для предотвращения Адама бессмертия Бог изгнал Адама из Рая в "мире"

1. Адапа, как прообраз священства, тем не менее сохраняет привилегии духовенства - допуск к божественной дом, контакт с богами, знание обрядов и правил чистоты и изгнание силу слова
2. Адам, как прототип человечества, получает в форме "проклятия" - тяжелая работа, чтобы получить пищу и боли родов - бессмертие человеческого сообщества (а не индивидуального бессмертия). До их падения от невежества Адам и Ева не знали о сексе, но теперь у них есть познания добра и зла, они делают, и поэтому состояние человека увековечивания через боль при родах и каторги для пропитания начали
Эндрю Тегмарк
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Вт июл 19, 2011 17:05

Re: Другие боги

Сообщение taras » Вс июл 24, 2011 13:42

Какие существуют мнения о датировке этого мифа о Адапе?

Другую книгу Марио Ливерани можно скачать здесь: Mario Liverani "Israel's History and History of Israel"
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Другие боги

Сообщение Эндрю Тегмарк » Вс июл 24, 2011 19:22

Англоязычная Википедия сообщает, что Адапа был вавилонской мифической фигурой. История впервые появилась в касситском периоде в 14 веке до нашей эры, если я правильно перевёл второе предложение: The story is first attested in the Kassite period (14th century BCE)
Эндрю Тегмарк
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Вт июл 19, 2011 17:05

Re: Другие боги

Сообщение Эндрю Тегмарк » Пт сен 23, 2011 11:02

Илья Шифман в статье "Во что верили древние евреи" утверждает:
Очень популярно в древнем Израиле было поклонение «войску небесному» — Солнцу , Луне и звездам (Иерем., 8:2; Иезек., 8: 16). В героической песне пророчицы Деворы (Суд., 5:20; текст датируется XIII в. до н.э.) говорится о том, как звезды сражаются с врагами израильского племенного союза.

В нашем распоряжении имеются некоторые свидетельства, проливающие дополнительный свет на древнеизраильское «язычество». Так, пророк Иезекииль (Иезек., 8: 14) рассказывает, что у северных ворот Иерусалимского храма Яхве женщины совершали обряд оплакивания умершего бога Таммуза. Иеремия (Иерем., 7: 18) упоминает другой ритуал: «сыновья собирают дрова, и отцы зажигают огонь, а женщины замешивают тесто, чтобы приготовить пироги Царице Небесной ( Ашере . — И. Ш.) и возлияния другим богам» (ср. также Иерем., 44: 15–19). Большую роль в обрядности земледельческой религии играл так называемый священный брак. Он должен был обеспечить плодородие полей и богатый урожай. Нам известен своеобразный сценарий этого празднества, происходящий из Угарита. Здесь совершается священный брак верховного бога Илу (соответствует древнеизраильскому Элу) и его жен Асирату (соответствует древнеизраильской Ашере ) к Девы; от этого брака рождаются благостные боги Шахару (бог утренней зари) и Шалиму (бог всеобщего благоденствия) . Интересно, что одним из важных элементов этого обряда является поедание козленка, сваренного в молоке. В свете сказанного получает свое объяснение ветхозаветный запрет есть козленка, сваренного в молоке его матери (Исх., 23: 19; Второз., 14: 21), — тем самым ставится непреодолимая преграда к участию в священном браке. Тем не менее эта церемония совершалась и в израильском обществе; она носила, как и везде, характер разнузданной оргии, сопровождалась снятием всех сексуальных запретов.

Из описания религиозной реформы царя Иосии (621 г. до н. э.) (II Цар.[IV Царств], 23: 4–14) видно, что в Иерусалимском храме хранились статуи и утварь, связанные с культами Баала, Ашеры , Солнца , Луны, звезд и «всего войска небесного». При храме находились и специальные дома, в которых жили жрицы-блудницы, ткавшие для Ашеры одежды. В храме имелись также колесницы Солнца и кони, которых иудейские цари ему посвящали. Обрядность служения Солнцу включала, очевидно, ритуальный проезд изображений этого божества на священной колеснице, что должно было соответствовать прохождению Солнца по небесам от восхода до заката. В одном из псалмов (19[18]: 5–7) сохранилось описание, соответствующее этому ритуалу:

Солнцу Он поставил шатер на них (небесах. — И. Ш.),
и оно, как жених, выходит из-под своего крова,
радуется, как витязь, пробежать свой путь.
От края небес его выход,
и его шествие до их краев,
и ничто не укроется от его жара.

В X в. до н. э. царь Соломон, преследуя свои политические цели, устроил в Иерусалиме храмы богов подвластных ему народов — моавитского Кемоша, аммонитского Милькома, а также Астарты — богини союзных с Соломоном сидонян. Эти храмы существовали до последней четверти VII в. до н. э. Стоял в Иерусалиме и храм Баала.
Эндрю Тегмарк
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Вт июл 19, 2011 17:05

Re: Другие боги

Сообщение Roland » Пт сен 23, 2011 17:13

Эндрю Тегмарк писал(а):Вероятно, эта история создавалась на основе какого-то месопотамского мифа, в котором действовали многие боги.
Профессор истории Ближнего Востока Марио Ливерани проводит многократные параллели между историей Адапа, который обретает мудрость, но которому запрещается «пища бессмертия» небес, и историей Адама в Эдеме.


Слабые параллели.Сюжет разный.Мифов же было огромное кол-во.У меня есть задачка поинтересней:


1

1)Иисус Христос

2)Митра
3)Осирис
4)Вакх
5)Кришна
6)Будда
7)Заратустра


2

1)Христианское божество

2)Персидский бог
3)Египетский бог
4)Греческий бог
5)Индусское божество
6)Основатель буддизма
7)Основатель зороастризма


3

1)Родился в результате непорочного зачатия, имя матери Мария

2)Рожден от непорочного зачатия
3)Рожден от непорочного зачатия, сын девы мира
4)Рожден от непорочного зачатия - сын Семелы
5)Рожден от непорочного зачатия - имя матери Деваки
6)Рожден от непорочного зачатия, имя матери - Хайс или Маядева
7)Рожден от непорочного зачатия

4
1)Родился 25 декабря в пещере или хлеву

2)Родился 25 декабря в пещере
3)Родился 27-29 декабря (Плутарх)
4)Родился 25 декабря
5)Родился примерно 25 декабря
6)Родился в декабре
7)Родился 25 декабря

5
1)Назывался Сыном Бога

2)Назывался Сыном Бога
3)Назывался Сыном Бога
4)Сын Зевса
5)Сын Вишну
6)Сын Махаем атты
7)Сын божественного разума

6
1)Имел 12 учеников. Все кроме одного, покинули его

2)Имел 12 учеников
5)Покинут всеми учениками, кроме любимого ученика Арджуны
6)По некоторым источникам, все ученики остались верными

7

1)Долгожданный Мессия

2)Долгожданный посредник
3)Долгожданный спаситель
4)Ожидаемый освободитель
5)Обещанный сын Вишну
6)Искупитель грехов
7)Обещанный божественный свет

8
1)Проповедовал любовь

2)Вестник мира
3)Проповедовал любовь и мир
4)Пришел чтобы вести за собой народ
5)Проповедовал справедливость, сострадание и честь
6)Проповедовал любовь и мир. Писания Трипитака
7)Оплот мира Писания -"Зенд Аыеста"


9
1)Распят за грехи других. Предан Иудой Вознесся на небо

2)Убит
3)Убит, преданный Тифеном
4)Убит
5)Убит (распят на кресте), Вознесся в Сваргану и стал Тиргуной
6)Умер и похоронен, погрузился в Нирвану
7)Умер и похоронен

10

1)Воскрес как божество, проведя 3 дня в темнице

2)Воскрес как часть бога, пробыв несколько дней в аду
3)Воскрес через 2 дня и 3 ночи
4)Воскрес
5)Воскрес
6)Воскрес
7)Воскрес в виде бога

11

1)Первопричина мира

2)Единственный рожденный сын бога
3)Воплощение бога на земле
4)Альфа и Омега Вселенной
5)Воплощение Вишу
6)Альфа и Омега Вселенной

12

1)Один из христианской троицы: Отец Святой дух и Сын Божий

2)Один из Трех великих
3)Воплощение бога на земле
5)Один из индуистской троицы: Брахма, Шива и Кришна
6)Полное воплощение Махасаматты
7)Носитель божественного начала

13

1)Должен прийти снова

2)Должен снова прийти во время конца света
3)Должен прийти снова
4)Ожидается второе пришествие
5)Придет снова в последние дни света
6)Придет: чтобы установит Царство Божие на земле
7)Должен прийти снова

14

1)Предсказано пришествие "параклета"

2)Предсказано появление великого спасителя
3)Предсказано появление "князя-пророка"
4)Предсказано пришествие "могущест*венного"
5)Предсказано появление "Мамы"
6)Предсказано пришествие "Величайшего"
7)Предсказано пришествие "Мохаменда в Бекку"
Roland
 
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 23:34

Re: Другие боги

Сообщение Эндрю Тегмарк » Пт сен 23, 2011 18:17

Я не понимаю в чём подвох. Что касается 25 декабря, то это не из НЗ, а позже было принято.
Вики в статье Кришне пишет: Традиционно в индуизме, основываясь на деталях, упоминаемых в писаниях и астрологических расчётах, датой рождения Кришны (Кришна-джанмаштами) принято считать 19 июля 3228 года до н. э.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1% ... 0%BD%D0%B0
И где можно прочитать место, что Кришну покинули ученики, кроме Арджуны.
Что касается воскресающего Мошиаха, то может это взято из камня Гавриила.
Эндрю Тегмарк
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Вт июл 19, 2011 17:05

Re: Другие боги

Сообщение cabal100500 » Пт сен 23, 2011 18:39

В основном это мусульманская опологетика(или нарочно огрублённая ранняя мифологическая школа) конечно и некоторые факты притянуты за уши. Но разумеется такие как безмужнее зачатие Иисуса рождение 25 декабря и Троица в том виде в котором она исповедуется наследниками соборной эпохи действительно имеют широкие параллели с язычеством. Другое дело что в памятниках 1 в ничего кроме безмужнего зачатия нет, а в памятниках до военных нет даже его("угодно было ему родится от жены"(не от девы) и "рожденный от семени Давида по плоти"). Поэтому здесь скорее постепенное внесение языческих элементов в историю Иисуса имело место, при том что того гротескного сходства с языческими религиями которое приведено в вашем списке христианство даже в результате этой синкретизации не приобрело(в той же доктрине Троицы более чем где бы то нибыло обращается внимание на "единство по существу" например), это скорее всего передергивание и подгон фактов под теорию. Хотя синкретизация происходила в несколько этапов и в не таком гротескном виде как в списке многие более ранние ещё до христианские идеи позже вобранные христиансвом тоже имеют свои паралеллели с другими религиями. Поэтому сама методика верная, но список какой то лубочный всё же :)
cabal100500
 
Сообщения: 716
Зарегистрирован: Чт май 26, 2011 00:34

Пред.След.

Вернуться в Научная библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3