Форум портала "Наука и религии мира"

Другие боги

Обсуждение вопросов библеистики со строго научных позиций. Эмоциональность и субъективизм не приветствуются.

Re: Другие боги

Сообщение Игнатья » Чт июн 25, 2009 16:15

Vivek писал(а):Приятно читать переписку специалистов :)

Да уж, приятнее, чем заявления, что солнечная система -- это троица или что весь новый завет -- астрологический труд. ;)

Мне интересно Ваше мнение по следущему поводу. Между мной и одним физиком возник спор о значении культа Солнца и астрологии в написании текстов Библии. В результате, мы просмотрели американский фильм, в котором логически обосновывается, так сказать, "астрологическая" теория Христа. Вот несколько постулатов:
1. Крест - есть языческий символ, означающий Солнце
2. Христос - есть олицетворенное Солнце (три дня воскресения - три дня солцестояния как раз с 22 по 25 декабря. 25 декабря- рождение Христа, волхвы - три звезды в каком-то созвездии и пр.0
3. Весь Новый Завет - астрологический труд.

У нас подобное писал, кажется, Морозов, а на Западе то ли Пейн, то ли еще как. Учитывая, некоторую безосновательность таких взглядов, все же хотелось узнать мнение более искушенных исследователей Библии.

1) Ну, что означает крест у христиан, мы знаем. Кроме того, он отличается от языческого: насколько помню, у того все концы были одинаковые, а здесь нижний отличается от остальных.
2) Во-первых, что всё-таки автор держит за Солнце: самого Христа или крест, на котором его распяли? Не два же у него солнца? Во-вторых, пасху (восхресение Христово) празднуют не в декабре, не тогда же, когда рождество. Даже если считать, что "три дня солнцестояния" -- с 22-го по 25-е.
3) А Колобок -- символ Яхве. При желании в библии можно вычитать что угодно, надо только сказать, что все слова значат совсем не то, что обычно.

Вобще, по книге Свенцицкой "Раннее христианство: страницы истории" похоже, что при императоре Константине культ Непобедимого Солнца влияние на христианство поимел (хотя это может быть и случайным совпадением), но в текст библейских евангелий это ничего не внесло.

При нём [Константине] седьмой день недели был объявлен рыночным (т.е. свободным от работы) днём. Этот день, по учению астрологов, был днём Солнца, но для христиан этот день был посвящён Христу. [Полагаю, ещё до Константина http://www.ecclesia.relig-museum.ru/Res ... lchkov.htm] С IV в. 25 декабря -- праздник рождения "Непобедимого Солнца" стал отмечаться как праздник рождества Христова.
Да, возможно. Что ж тут небывалого?
И природа тоже непроста:
подойдёшь — взаимопожиралово,
чуть отступишь — снова красота.
(c) Лукин
Аватара пользователя
Игнатья
 
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: Пн дек 24, 2007 16:20

Re: Другие боги

Сообщение Игнатья » Пт июн 26, 2009 10:21

Atmel писал(а):Но есть останки.
...
Значит, первоначально такая борьба с Левиафаном, преемником хананейского Латану, олицетворение хаоса (как Тиамат у вавилонян) и моря, все-таки была? Кто и когда ее исключил из израильской религии?

И где же там написано, что левиафан -- это бог или дух? Это животное, сотворённое богом, как и все остальные.

Псалом 104 (103): 25 Это--море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.
27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.
28 Даешь им--принимают, отверзаешь руку Твою--насыщаются благом;
29 скроешь лице Твое--мятутся, отнимешь дух их--умирают и в персть свою возвращаются;
30 пошлешь дух Твой--созидаются, и Ты обновляешь лице земли.


Тем более Вы, Атмел, сами же цитируете "отдал его в пищу людям пустыни". Значит, это что-то такое, что можно есть. А ничего похожего на возможность съесть бога в ветхом завете нет.

Кстати, "полное отрицание", которое Вы процитировали, может быть внесено в результате дальнейших переводов уже при христианах. Неплохо бы выяснить, какие слова там стояли сначала и какие у них корни, чем они родственны. Например, наше слово "бог", насколько помню, происходит от какого-то древнеиндийского слова, означающего "податель благ"; это я прочитала у Льва Успенского, названия книги не помню, но она написана вроде словаря, только объясняется не значение слова, а его происхождение.
Да, возможно. Что ж тут небывалого?
И природа тоже непроста:
подойдёшь — взаимопожиралово,
чуть отступишь — снова красота.
(c) Лукин
Аватара пользователя
Игнатья
 
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: Пн дек 24, 2007 16:20

Re: Другие боги

Сообщение Облезлый кот » Пт июн 26, 2009 12:15

Atmel писал(а):Кто и когда ее исключил из израильской религии?

Вот именно этот момент в развитии израильской религии я не понимаю. С одной стороны, жрецы "бамот" сознательно исключили демонов из источников ритуальной нечистоты. Жертвенник и "святая святых" скинии собрания уязвимы не сверхестественными существами, как в Месопотамии, а людьми - их действиями. (Не здесь ли начало религиозной морали и успеха монотеизма?)

С другой стороны, реформаторы времен царя Иосии отнюдь не поддерживали монотеизм. Мы знаем, что реформаторы победили, и культ был централизован. Почему же победители взяли себе идеологию побежленных - жрецов "бамот"?

Игнатья писал(а):В русском тексте там стоит так: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть". Что, имхо, следует понимать так: остальны боги не являются нашими господами, считать за своих господ и им служить им -- не следует.

"Господь" пришло в руссий текст из греческого перевода. Греческие переводчики в свою очередь, следую одному их правил Декалога, стремились не употреблять имя бога - Йахве, заменяя его на κυριος - господин. В оригинальном тексте никаких господ нет.
Аватара пользователя
Облезлый кот
 
Сообщения: 473
Зарегистрирован: Пт фев 01, 2008 20:57

Re: Другие боги

Сообщение Atmel » Пт июн 26, 2009 13:33

Игнатья писал(а):И где же там написано, что левиафан -- это бог или дух? Это животное, сотворённое богом, как и все остальные.
Я не в курсе о времени написания этого псалма. Первоначально религия евреев была основана на общесемитских мифах. В силу каких факторов она стала так трансфоромироваться, мы не знаем. Но явно в достаточно позднее время, когда уже старые мифы воспринимались критически. Тогда и левиафан становится сотворенным Высочайшим. Впрочем, у хананеев боги тоже детьми бога-отца, и есть божественная семья во главе с Элом (правда, уходя в еще более глубокое прошлое преждде Эла были автохтонные боги Палестины). Там такая каша, боги превращаются в других богов, сливаются друг с другом... Мы знаем, что изначально Яхве по примеру Эла тоже имел жену (у ОК на сайте ЦЕРНа есть аналитическая статья, им переведенная с английского, насчет "ашеры" с итоговым выводом автора о том, что наши святые чувства не должны заслонять этого факта).

Игнатья писал(а):Тем более Вы, Атмел, сами же цитируете "отдал его в пищу людям пустыни". Значит, это что-то такое, что можно есть. А ничего похожего на возможность съесть бога в ветхом завете нет.
Из Тиамат, например, сделали людей. Солнце у египтян, вроде, тоже было богом, только его тоже кто-то съедал. )) Уже не помню.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Другие боги

Сообщение Облезлый кот » Сб июн 27, 2009 01:15

Игнатья писал(а): есть ещё и животные, которые "нечистые" и живыми.

Тем не менее живые животные не являются источником ритуальной нечистоты. Другими словами - дотронувшить до живого верблюда, зайца, дамана или свиньи, израильтянин не становился риуально нечистым. Тем не менее, эти живоные называются טמא - ("нечисты" в Синодальном переводе). Что этот термин означает - написано в Лев.11:8 - "их мясо не ешьте и к
их трупам не прикасайтесь". Израильтянин становится ритуально нечистым не от прикосновения к живому животному, объявленному טמא, а от его съедания или прикосновения к его трупу.

Другая категория животных - שקצ (син. пер - "скверны"), например - обитатели воды, не имеющие чешуи и плавников. Животные этой категории, в отличие от животных טמא в виде трупа не являются источником ритуальной нечистоты. Ритуально нечистым израильтятн становился только съев такое животное.
Аватара пользователя
Облезлый кот
 
Сообщения: 473
Зарегистрирован: Пт фев 01, 2008 20:57

Re: Другие боги

Сообщение Эндрю Тегмарк » Чт июл 21, 2011 22:13

Возможно, некоторый намек на изначальный политеизм можно увидеть и в книге Исход: Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону [царю Египетскому] и вывести из Египта сынов Израилевых?
И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.
И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?
Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.
И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род. Глава 3:11-15
Здесь подразумевается, что евреи не знают как зовут Бога Яхве! Быть может первоначально они поклонялись ханаанскому отцу богов Элю Шаддаю. Возможно, на форуме есть люди, которые способны прояснить что-нибудь здесь, особенно с точки зрения Документарной гипотезы.
Эндрю Тегмарк
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Вт июл 19, 2011 17:05

Re: Другие боги

Сообщение Atmel » Чт июл 21, 2011 22:49

Документарная теория здесь вряд ли поможет. Часто ее религиозными критиками используется тот аргумент, что строго разделить на Ягвиста и Элогиста по именования бога ВЗ нельзя. Объяснение этому я вижу в том, что редакторы и компиляторы Библии частенько перемешивали именования. Вот один характерный и очевидный пример: возьмем Быт. 14:22

Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Яхве Эл Элион (Богу Всевышнему), Владыке неба и земли


Слово "Яхве" в этом стихе отсутствует в греческом и сирийском текстах ВЗ, а также в свитках Мертвого моря; самарянский текст вместо "Яхве" содержит слово "Бог".
Так что очевидно, что имя "Яхве" перед Эл Эльон-ом было вставлено масоретскими переписчиками.

Однако с число логической, повествовательной точки зрения никакого "Яхве" при разговоре Авраама со своим богом упоминаться им не должно, ведь Писание утверждает, что с именем "Яхве" бог Аврааму не открывался.

Между тем это имя активно употребляется "патриархами", например:
И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое
и клянись мне Яхве, Богом (элогим-ом) неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу,
но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку.
(Быт. 24:3)

а также
И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Яхве, сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе!
Быт. 32:9

и т.д., т.е. до "открытия" этого имени Моисею перед неопалимой купиной.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Другие боги

Сообщение Эндрю Тегмарк » Чт июл 21, 2011 23:00

Но я не понял, можно ли это место трактовать как изначальный политеизм?
Эндрю Тегмарк
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Вт июл 19, 2011 17:05

Re: Другие боги

Сообщение Atmel » Пт июл 22, 2011 09:46

По Библии, текст которой неоднократно приглаживался, редактировался, трудно делать выводы на этот счет. Без сомнения, эпитеты, которыми наделяют своего бога авторы Библии, изначально были именами ханаанских богов. Эл Шаддай и Эл Эльон - это имена ханаанских богов (то, что в синодальном переводе звучит как "Бог Всемогущий", в оригинале звучит как "Эл Шаддай", что значит "бог горний" , т.е. бог народов, живущих на возвышенностях Палестины), и поскольку сегодня совершенно ясно и очевидно, что библейская литература вышла и развилась из литературы ханаанской, очевиден и тот вывод, что евреи до введения монотеизма поклонялись этим богам.

Мощным доказательством этого являются раскопки в Рас-Шамре (Палестина), которые обнаружили факт ритуального религиозного сходства древнего (доизраильского культурного слоя - позднее город был разрушен) Угарита. (см. подробнее здесь).


Когда евреи стали поклоняться богу Яхве (генотеизм), и какие племена, никто достоверно не скажет, на этот счет существуют только гипотезы, одна из них связана с культом одного из ханаанских богов Йове (YW), что созвучно с "Yahwe", которое тоже по правилам древнего иврита, не имевшего ранее огласовок, пишется довольно сходным образом. Вполне возможно, что евреи переняли этот ханаанский культ. Есть вопросы и относительно этногенеза израильтян - а действительно ли они откуда-то приходили в Палестину, и не были ли они просто одним из местных племен? Еще Энгельс писал, что иудеи, по всей вероятности, были одним из таких племен, только впоследствии придумавшие себе отдельную этническую принадлежность, возможно, по религиозным мотивам. Эту версию поддерживает в своей книге "История евреев с древнейших времен по шестидневную войну" и израильский историк Сесиль Рот:
Племя Иуды, "скорее, представляло собой оседлый род хананеев, чем кочевников-арамеев. Колено Иуды слилось с израильским народом и приняло его черты весьма поздно. Только спустя долгий период войн и мирного труда, который последовал за приходом евреев в Палестину, эти группы, различавшиеся происхождением и традициями, приобрели некоторое чувство единства и развили общую веру."



Если же опираться чисто на Библию, то можно принять во внимание такие фразы как:
ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов, в том самом, чем они превозносились над [Израильтянами].
(Исх. 18:11)

Здесь признается существование других богов, но так как евреи были генотеистами, то считали своего племенного покровителя самым крутым из остальных богов.
Также можно ориентироваться на культ, который исповедовал "Мелхиседек, царь Салимский" (Быт. 14:17-20 ), т.е. тот же культ, что исповедовал и Аврам.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Другие боги

Сообщение Эндрю Тегмарк » Пт июл 22, 2011 15:36

Здесь признается существование других богов, но так как евреи были генотеистами, то считали своего племенного покровителя самым крутым из остальных богов.
А как быть со свитком 4QDeut - j:
Когда Элион давал во владения народы,
Когда разделял он сыновей Адама,
Установил он границы по числу сыновей Элохим.
Часть Яхве, народ его - Иаков, удел в его владение.
Здесь как кажется, говорится что главный - это ханаанский Бог Элион, а Яхве это один из его сыновей, так же как в Финикии Баал считался сыном Эла. Я предполагаю,что затем египтянин Моше ввёл культ Яхве, который стал генотеистичным. Это подтверждает эпизод в Книге Судей:
. "Итак Яхве Бог Израилев изгнал Аморрея от лица народа Своего Израиля, а ты хочешь взять его наследие? Не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Господь Бог наш". (Суд.11:23 - 24)
Впоследствие у евреев утвердился культ Яхве, который в итоге стал единым Богом. Возможно, это отражено в псалме 81:
Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы
Я всё таки думаю, что Документарную гипотезу можно связать с изначальным политеизмом. Яхвист, понятно дело, продвигал культ Яхве, а автор Элогиста был приверженцем Эля Элиона
Эндрю Тегмарк
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Вт июл 19, 2011 17:05

Пред.След.

Вернуться в Научная библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1