taras писал(а):Хотел бы обратить внимание на один момент, который может пролить свет на время создания книги Бытия.
Есть такая замечательная второканоническая книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Она сохранилась полностью только в греческом переводе. Согласно утверждению переводчика книги, она была написана в начале 2 века до н.э. Хотя многие исследователи не доверяют такому утверждению и датируют ее концом 2 века до н.э. или еще позже. Как бы то ни было, примем оптимистический вариант начала 2 века до н.э.
В этой книге главы 44-49 являют собой отдельную часть, которая называется "Молитва отцов".
В ней автор книги перечисляет события других библейских книг в том виде, в котором они были ему известны. Таким образом, анализируя эти главы можна проследить, какие книги существовали во 2-м века до н.э. и в каком именно виде они были.
Автор начинает перечислять события библеского повествования в хронологическом порядке:
"Енох угодил Господу и был взят на небо, — образ покаяния для всех родов. Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением; посему сделался остатком на земле, когда был потоп; с ним заключен был вечный завет, что никакая плоть не истребится более потопом. Авраам — великий отец множества народов, и не было подобного ему в славе; он сохранил закон Всевышнего и был в завете с Ним ..."
Затем автор перечисляет события библейского повествования от Авраама до Иосии, упоминает Иезекииля, Зоровавеля с Иисусом, сыном Иоседека, упоминает Неемию, а далее:
"Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху, — ибо он был восхищен от земли, — и не родился такой муж, как Иосиф, глава братьев, опора народа, — и кости его были почтены. Прославились между людьми Сим и Сиф, но выше всего живущего в творении — Адам."
В конце повествования, нарушая хронологический порядок библейской истории помещаются упоминания о Энохе (второй раз), о Иосифе, Адаме и его сыновьях. Почему они помещены здесь? Автор должен был бы упомянуть их в начале повествования, согласно библейской хронологии. Поэтому некоторые исследователи предположили, что эти заключительные стихи принадлежат руке другого автора, который дописал отсутствующие ссылки на Адама, его детей и Иосифа. Но почему же первый автор не упомянул их? Почему он начал повествование не с Адама, а с Эноха?
Про Адама и Еноха интересно.
Можно было бы ответить, что автор описывал только
праведников древности, а поскольку Адам в какой-то особой праведности замечен не был (наоборот, своим грехопадением навлек беду на человечество) то автор его не упомянул.
Но, кажется, тут все сложнее. Видимо, изначально были два предания о происхождении человека, и в одном из них первого человека звали не Адам, а Энош (Енос). Намеки на это остались в современной редакции Библии.
Действительно, в Бытие есть два различных варианта родословной Адама: первая в Быт 4, вторая в Быт 5.
Первая: Адам-Каин-Енох-Ирад-Мехиаель-Мафусал-Ламех.
Вторая: Адам-Сиф-Енос-Каинан-Малелеил-Иаред-Енох-Мафусал-Ламех.
Это именно разные варианты одной родословной, а не разные генеалогические линии через двух сыновей Адама, как это интерпретируют верующие.
Во-первых, это видно по совпадениям имен, особенно двух последних: Мафусал и Ламех. Такое совпадение имен отца и сына само по себе крайне маловероятно, а тут вероятность вообще исчезающе мала, т.к. оба этих имени уникальны. Нигде больше в Библии, кроме этих двух мест, они не встречаются. Есть и другие одинаковые (Енох) или созвучные имена, например деда Мафусала зовут в одном варианте Ираед в другом Ирад, прапрадеда - Каин и Каинан.
Во-вторых, это видно по самой структуре, композиции текста. Сначала идет перечисление потомков Адама: Каин, Энох и т.д. вплоть до Ламеха. Но дальше история Ламеха прерывается на полуслове. 5 глава Бытия начинается такими словами:
1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
3 Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей.
5 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
6 Сиф жил сто пять [205] лет и родил Еноса.
И т.д.
Т.е. начинается совершенно другой рассказ, где о Каине и Авеле ничего не говорится.
Она продолжается до Ламеха, потом переходит к сыну Ламеха - Ною.
Видимо, что бы сгладить это противоречие, редактор добавил в конец 4 главы следующее:
25 И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].
Т.е. привязал Сифа к Каину.
Так вот. Можно предположить, что во втором варианте первым человеком был как раз Энош. Редактор сделал его сыном Сифа, внуком Адама. Тогда получается, что изначально были два варианта:
1: Адам-
Каин-
Енох-
Ирад-
Мехиаель-
Мафусал-
Ламех.
2: Енос-
Каинан-
Малелеил-
Иаред-
Енох-
Мафусал-
Ламех.
Для наглядности выделил одинаковые или похожие имена одинаковым цветом.
Видно, что родословные практически совпадают, только Енох и Мехиаель/Малелеил поменялись местами.
Кстати, Энош означает то же самое, что и Адам, т.е. попросту, человек.
Так что, первые имена в списке можно тоже считать одинаковыми.
Так что, ничего удивительного, что в каких-то источниках сохранилась первоначальная традиция о первом человеке Эноше.