Форум портала "Наука и религии мира"

Авраам и верблюды

Обсуждение вопросов библеистики со строго научных позиций. Эмоциональность и субъективизм не приветствуются.

Авраам и верблюды

Сообщение Atmel » Пн янв 21, 2008 16:38

Как известно, в историях с библейским Авраамом (книга Бытие) фигурируют верблюды. Однако установлено, что в период, на который приходится житие мифологического Авраама, верблюд еще не был одомашнен и никак не мог использоваться ни в Египте, ни на всем Ближнем Востоке.

И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
15 увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.
16 И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды. Быт. 12:14)


И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сем.
10 И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора,
11 и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать [воду], (Быт. 24:9)


При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды.
64 Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. (Быт. 24:63)


И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет. (Быт. 37:25)


и еще множество фрагментов.




Despite dogged attempts to prove the opposite (e.g. Free 1944; Ripinsky 1983), there are no indicators for the camel in Pharaonic Egypt (Midant-Reymes 1977). Among the otherwise exhaustive inventory of animal life depicted in Egyptian tomb paintings, not a single representation of a camel can be catalogued. Hence Biblical references to camels in the "patriarchal era"- where Pharaoh included camels in the payment for Sarah (Gen 12:16) and Abraham outfitted his servant with ten camels for the search for Isaac's
wife (Gen 24:10) - are anachronistic. They were considered later additions by Albright (1942), whose inklings about camel domestication can still be regarded as sound. Towards the end of the second millennium BCE, camels finally began filtering from the periphery into the center of the Near East and making an impact on world events. At around 1100 BCE, camel-mounted tribes, the Midianites and Ishmaelites of the Bible, poured out of the Arabian peninsula, wreaking havoc on the settled agriculturalists of the Levant. According to a passage in Judges (6:5), "they and their camels were
without number." In this case the Biblical references to camels coincide with the archaeological record. It is in the Iron Age (1200-586 BCE) that camel bones become relatively frequent (Hakker-Orion 1984), especially at southern Levantine sites, for instance Tell Jemmeh, near Gaza (Wapnish
1984).


Несмотря на упорные попытки доказать обратное, (напр. Free 1944; Ripinsky 1983) нет указаний на верблюдов в Египте во время фараонов. (Midant-Reymes 1977). На рисунках в египетских захоронениях среди обширно представленной фауны нет ни одного изображенного верблюда. Поэтому библейские описания верблюдов в "эпоху патриархов", где фараон включает верблюдов в плату за Сару (Быт.12:16) и Авраам снаряжает своего слугу на поиски жены Исааку (Быт.24:10), - это анахронизмы. Albright (1942) считал эти места поздними вставками, и его представления об одомашнивании верлюдов все еще имеют силу. К концу 2 тыс. до н.э. верблюды, наконец, начали проникать из периферии в центр Ближнего Востока, оказывая влияние на мировые события. Ок. 1100 г. до н.э. племена, передвигающиеся на верблюдах, библейские мадиане и измаилиты, высыпавшие из Аравийского полуострова, совершали набеги на оседлых земледельцев Леванта. "Им и верблюдам их не было числа" (Суд.6:5) - в этом случае библейское описание совпадает с археологическими свидетельствами. Именно в железном веке (1200-586 гг до н.э.) верблюжьи кости встречаются относительно часто (Hakker-Orion 1984), особенно в южном Леванте, например в Тель Йеммех, возле Газы (Wapnish 1984).

(Перевод и информация - Облезлый кот)

Таким образом, все это еще раз свидетельствует о том, что эти истории о продаже Иосифа в рабство и похождениях Аврама-Авраама - не более чем фантазия жрецов.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Сообщение Anton » Пт фев 15, 2008 20:57

Таким образом, все это еще раз свидетельствует о том, что эти истории о продаже Иосифа в рабство и похождениях Аврама-Авраама - не более чем фантазия жрецов.


Ну, я думаю это и верблюду понятно :D
Религия - сливной бачок для народа
Аватара пользователя
Anton
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: Сб янв 12, 2008 05:15
Откуда: Potsdam

Re: Авраам и верблюды

Сообщение Atmel » Ср авг 03, 2011 11:13

Фрагмент из моей части перевода книги израильских археологов Исраэля Финкелштейна и Нэйла Ашера Силбермана "Раскопанная Библия":

Глава "Поиск патриархов"
Некоторые предательские анахронизмы

Ученые библейской текстовой критики, которые идентифицировали разные источники, лежащие в основе книги Бытие, настаивали, что патриархальные повествования были оформлены в письменном виде в сравнительно позднее время, во время монархии (10-8 вв. до н.э.) или позднее этого, во время изгнания или в пост-изгнаннический период (6-5 вв. до н.э.). Германский библеист Юлиус Велльгаузен утверждал, что рассказы о патриархах в произведениях как J, так и E отразили чаяния поздней израильской монархии, которые спроецированы на жизни легендарных отцов в основном мифического прошлого. Таким образом, библейские рассказы должны рассматриваться как национальная мифология с исторической основой не более чем в гомеровской саге о путешествиях Одиссея или саге Виргилия об основании Рима Энеем.
В последние десятилетия американские библеисты Джон Ван Сетерс (John Van Seters) и Томас Томпсон (Thomas Thompson) обозначили дополнительные проблемы недостоверных и мнимых археологических свидетельств о библейских патриархах во втором тысячелетии до н.э. Они утверждали, что даже если поздние тексты содержали некоторую раннюю традицию, подбор и расположение рассказов выражает явные послания библейских редакторов во время компиляции, а не сохраняли достоверный исторический отчет.

Но когда производилась эта компиляция? Библейский текст обнаруживает некоторые ключи, которые могут определить время ее окончательного составления. Возьмем, к примеру, повторяющиеся упоминания верблюдов. Истории патриархов, как правило, связаны со стадами верблюдами; но и в рассказе о продаже Иосифа его братьями в рабство (Бытие, 37:25) верблюды также описываются в качестве вьючных животных, используемых в торговых караванах. Благодаря археологическим исследованиям мы теперь знаем, что верблюды не были одомашнены в качестве вьючных животных ранее конца второго тысячелетия и не использовались широко в этом качестве на Ближнем Востоке вплоть до 1000 года до н.э. И даже еще более красноречивые детали - верблюжий караван, везущий «стираксу, бальзам и ладан» (Быт.37:25 – прим. перев.) в истории об Иосифе демонстрирует очевидное знакомство с основными продуктами прибыльной аравийской торговли, процветавшей под управлением ассирийской империи в 8-7 вв. до н.э.

Действительно, раскопки в Тель Йеммехе (Tell Jemmeh) в южной прибрежной равнине Израиля – чрезвычайно важном перевалочном пункте на основном караванном пути между Аравией и странами Средиземноморья – показывают резкое увеличение числа верблюжьих останков в седьмом веке до н.э. Кости принадлежали исключительно взрослым верблюдам, предположительно, вьючным животным, подтверждая этим, что они были из числа пришлых животных, а не местно выращенных стад (среди которых также будут найдены кости молодых животных). Действительно, именно в это время ассирийские источники описывают верблюдов, используемых в качестве вьючных животных в караванах. Только тогда верблюды стали достаточно рядовым, обычным явлением ландшафта, которое будет отражено как случайная деталь в литературном повествовании.

Также есть проблема касательно филистимлян. Мы слышим о них в связи с встречей Исаака с «Авимелехом, царем филистимским» в городе Гераре (Быт. 26:1). Филистимляне, группа переселенцев из Эгейского или Средиземноморского побережья, еще не создали своих поселений вдоль прибрежной равнины Ханаана с того времени еще около 1200 лет. Их города процветали в 11 и 10 веках до н.э. и продолжали доминировать в регионе в (well into) ассирийский период. Упоминание о Гераре как филистимском городе в повествовании об Исааке и упоминание города (без филистимской атрибутики) в истории об Аврааме (Быт. 20:1) предполагают его особое значение или по крайней мере широкую известность во время составления повествований о патриархах. Герар сегодня идентифицируется с Телль Харором (Tel Haror) на севере Биршеба, а раскопки показали, что в железном веке I – ранней фазе филистимской истории – он был не более чем маленькой, совсем незначительной деревней. А вот в конце восьмого – седьмом веке до н.э. он стал сильной, хорошо укрепленной административной крепостью на юге, что служит очевидным хронологическим ориентиром.

Были ли эти нелепые детали поздней вставкой в раннюю традицию или были ли они показателями того, что как эти детали, так и само повествование были поздними? Многие ученые, особенно из тех, кто поддерживал идею «исторических» патриархов, считали их случайными деталями. Но как высказался Томас Томпсон еще в 1970 году, специфические ссылки в тексте на города, соседние народы и знакомые места – это как раз те аспекты, которые отличают истории о патриархах от полностью мистических народных сказаний. Они чрезвычайно важны для определения даты. Другими словами, «анахронизмы» гораздо более важны для датировки и понимания значения и исторического контекста рассказов о патриархах, чем поиск древних бедуинов или математические подсчеты возраста патриархов и генеалогий.

Такое сочетание верблюдов, аравийских товаров, филистимлян и Герара, также как других мест и наций, упоминаемых в историях о патриархах в Бытие, высоко значимо. Все эти ключи указывают на время составления много веков позже того времени, в котором размещает патриархов Библия. Эти и другие анахронизмы предлагают интенсивный период написания эти повествования в восьмом и седьмом веках до н.э.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Авраам и верблюды

Сообщение Эндрю Тегмарк » Ср авг 03, 2011 11:38

Atmel писал(а):Фрагмент из моей части перевода книги израильских археологов Исраэля Финкелштейна и Нэйла Ашера Силбермана "Раскопанная Библия":

Глава "Поиск патриархов"
Некоторые предательские анахронизмы

Ученые библейской текстовой критики, которые идентифицировали разные источники, лежащие в основе книги Бытие, настаивали, что патриархальные повествования были оформлены в письменном виде в сравнительно позднее время, во время монархии (10-8 вв. до н.э.) или позднее этого, во время изгнания или в пост-изгнаннический период (6-5 вв. до н.э.). Германский библеист Юлиус Велльгаузен утверждал, что рассказы о патриархах в произведениях как J, так и E отразили чаяния поздней израильской монархии, которые спроецированы на жизни легендарных отцов в основном мифического прошлого. Таким образом, библейские рассказы должны рассматриваться как национальная мифология с исторической основой не более чем в гомеровской саге о путешествиях Одиссея или саге Виргилия об основании Рима Энеем.
В последние десятилетия американские библеисты Джон Ван Сетерс (John Van Seters) и Томас Томпсон (Thomas Thompson) обозначили дополнительные проблемы недостоверных и мнимых археологических свидетельств о библейских патриархах во втором тысячелетии до н.э. Они утверждали, что даже если поздние тексты содержали некоторую раннюю традицию, подбор и расположение рассказов выражает явные послания библейских редакторов во время компиляции, а не сохраняли достоверный исторический отчет.

Но когда производилась эта компиляция? Библейский текст обнаруживает некоторые ключи, которые могут определить время ее окончательного составления. Возьмем, к примеру, повторяющиеся упоминания верблюдов. Истории патриархов, как правило, связаны со стадами верблюдами; но и в рассказе о продаже Иосифа его братьями в рабство (Бытие, 37:25) верблюды также описываются в качестве вьючных животных, используемых в торговых караванах. Благодаря археологическим исследованиям мы теперь знаем, что верблюды не были одомашнены в качестве вьючных животных ранее конца второго тысячелетия и не использовались широко в этом качестве на Ближнем Востоке вплоть до 1000 года до н.э. И даже еще более красноречивые детали - верблюжий караван, везущий «стираксу, бальзам и ладан» (Быт.37:25 – прим. перев.) в истории об Иосифе демонстрирует очевидное знакомство с основными продуктами прибыльной аравийской торговли, процветавшей под управлением ассирийской империи в 8-7 вв. до н.э.

Действительно, раскопки в Тель Йеммехе (Tell Jemmeh) в южной прибрежной равнине Израиля – чрезвычайно важном перевалочном пункте на основном караванном пути между Аравией и странами Средиземноморья – показывают резкое увеличение числа верблюжьих останков в седьмом веке до н.э. Кости принадлежали исключительно взрослым верблюдам, предположительно, вьючным животным, подтверждая этим, что они были из числа пришлых животных, а не местно выращенных стад (среди которых также будут найдены кости молодых животных). Действительно, именно в это время ассирийские источники описывают верблюдов, используемых в качестве вьючных животных в караванах. Только тогда верблюды стали достаточно рядовым, обычным явлением ландшафта, которое будет отражено как случайная деталь в литературном повествовании.

Также есть проблема касательно филистимлян. Мы слышим о них в связи с встречей Исаака с «Авимелехом, царем филистимским» в городе Гераре (Быт. 26:1). Филистимляне, группа переселенцев из Эгейского или Средиземноморского побережья, еще не создали своих поселений вдоль прибрежной равнины Ханаана с того времени еще около 1200 лет. Их города процветали в 11 и 10 веках до н.э. и продолжали доминировать в регионе в (well into) ассирийский период. Упоминание о Гераре как филистимском городе в повествовании об Исааке и упоминание города (без филистимской атрибутики) в истории об Аврааме (Быт. 20:1) предполагают его особое значение или по крайней мере широкую известность во время составления повествований о патриархах. Герар сегодня идентифицируется с Телль Харором (Tel Haror) на севере Биршеба, а раскопки показали, что в железном веке I – ранней фазе филистимской истории – он был не более чем маленькой, совсем незначительной деревней. А вот в конце восьмого – седьмом веке до н.э. он стал сильной, хорошо укрепленной административной крепостью на юге, что служит очевидным хронологическим ориентиром.

Были ли эти нелепые детали поздней вставкой в раннюю традицию или были ли они показателями того, что как эти детали, так и само повествование были поздними? Многие ученые, особенно из тех, кто поддерживал идею «исторических» патриархов, считали их случайными деталями. Но как высказался Томас Томпсон еще в 1970 году, специфические ссылки в тексте на города, соседние народы и знакомые места – это как раз те аспекты, которые отличают истории о патриархах от полностью мистических народных сказаний. Они чрезвычайно важны для определения даты. Другими словами, «анахронизмы» гораздо более важны для датировки и понимания значения и исторического контекста рассказов о патриархах, чем поиск древних бедуинов или математические подсчеты возраста патриархов и генеалогий.

Такое сочетание верблюдов, аравийских товаров, филистимлян и Герара, также как других мест и наций, упоминаемых в историях о патриархах в Бытие, высоко значимо. Все эти ключи указывают на время составления много веков позже того времени, в котором размещает патриархов Библия. Эти и другие анахронизмы предлагают интенсивный период написания эти повествования в восьмом и седьмом веках до н.э.

Если патриархов никогда не существовало, то кто же поклонялся Элю Шаддаю и Бетелю. Это по вашему были племена с одноимёнными названиями (именами патриархов)?
Эндрю Тегмарк
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Вт июл 19, 2011 17:05

Re: Авраам и верблюды

Сообщение Atmel » Ср авг 03, 2011 11:41

Эндрю Тегмарк писал(а):Если патриархов никогда не существовало, то кто же поклонялся Элю Шаддаю и Бетелю. Это по вашему были племена с одноимёнными названиями (именами патриархов)?

Реальные евреи-ханаанеи, а не мифические "патриархи". Никакие израильтяне никогда ниоткуда не приходили, а издревле жили в Палестине как одни из местных ханаанских народностей. Народная молва сохраняла сказания о ханаанских богах даже в позднее монархическое время, вот почему имена языческих богов превратились в "эпитеты" Яхве.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Авраам и верблюды

Сообщение taras » Ср авг 03, 2011 13:17

В своей книге Финкельштейн находит анахронизмы 7-го века и датирует все истории именно седьмым веком. Но эти анахронизмы не означают, что тексты были написаны именно в седьмом веке. На самом деле они означают, что тексты были написаны НЕ РАНЕЕ 7-го века, то есть от 7-го века до времени создания первого документа. А первыми документами этих историй являются рукописи Мертвого моря, датированные концом 2-го века до н.э.

Хотел бы обратить внимание на один момент, который может пролить свет на время создания книги Бытия.
Есть такая замечательная второканоническая книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Она сохранилась полностью только в греческом переводе. Согласно утверждению переводчика книги, она была написана в начале 2 века до н.э. Хотя многие исследователи не доверяют такому утверждению и датируют ее концом 2 века до н.э. или еще позже. Как бы то ни было, примем оптимистический вариант начала 2 века до н.э.

В этой книге главы 44-49 являют собой отдельную часть, которая называется "Молитва отцов".
В ней автор книги перечисляет события других библейских книг в том виде, в котором они были ему известны. Таким образом, анализируя эти главы можна проследить, какие книги существовали во 2-м века до н.э. и в каком именно виде они были.

Автор начинает перечислять события библеского повествования в хронологическом порядке:

"Енох угодил Господу и был взят на небо, — образ покаяния для всех родов. Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением; посему сделался остатком на земле, когда был потоп; с ним заключен был вечный завет, что никакая плоть не истребится более потопом. Авраам — великий отец множества народов, и не было подобного ему в славе; он сохранил закон Всевышнего и был в завете с Ним ..."

Затем автор перечисляет события библейского повествования от Авраама до Иосии, упоминает Иезекииля, Зоровавеля с Иисусом, сыном Иоседека, упоминает Неемию, а далее:

"Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху, — ибо он был восхищен от земли, — и не родился такой муж, как Иосиф, глава братьев, опора народа, — и кости его были почтены. Прославились между людьми Сим и Сиф, но выше всего живущего в творении — Адам."

В конце повествования, нарушая хронологический порядок библейской истории помещаются упоминания о Энохе (второй раз), о Иосифе, Адаме и его сыновьях. Почему они помещены здесь? Автор должен был бы упомянуть их в начале повествования, согласно библейской хронологии. Поэтому некоторые исследователи предположили, что эти заключительные стихи принадлежат руке другого автора, который дописал отсутствующие ссылки на Адама, его детей и Иосифа. Но почему же первый автор не упомянул их? Почему он начал повествование не с Адама, а с Эноха?

Эти соображения, а также рукописи Мертвого моря (в которых тексты Бытия отличались от канонических) дали повод утверждать, что во времена основного автора книги, во втором веке до н.э. истории о Адаме и Иосифе еще не были включены в книгу Бытие, а сама книга была еще не закончена. Такое предположение имеет право на существование, так как в библейских текстах находиться поразительно небольшое количество ссылок на Адама и Еву, райский сад, самые первые события человеческой истории. С другой стороны история о Иосифе относится к жанру придворного романа. К этому же жанру относятся еще две истории: о Данииле и Эсфири. Книга Даниила написана во 2-м веке до н.э., книга Эсфири - где-то в промежутке 3-1 веков до н.э. Датировка историй о Иосифе вторым веком до н.э. хорошо согласуется с другими историями этого жанра. Тем более, что иудейский историк Иосиф Флавий в своей книге "Иудейские древности" рассказывает историю какого-то мудрого Иосифа, жившего во втором веке, который подозрительно похож на библейского Иосифа (Др. XII, гл.4). Эта история тоже связана с Египтом.

Так что, чем дальше в лес, тем больше дров...
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Авраам и верблюды

Сообщение Atmel » Ср авг 03, 2011 13:33

Тарас, я думаю, что перевод надо снабдить нашими комментариями, вроде вашего. Как считаете?
Сделать это нашим введением переводчиков, или в теле текста вставлять?

taras писал(а):В своей книге Финкельштейн находит анахронизмы 7-го века и датирует все истории именно седьмым веком. Но эти анахронизмы не означают, что тексты были написаны именно в седьмом веке. На самом деле они означают, что тексты были написаны НЕ РАНЕЕ 7-го века, то есть от 7-го века до времени создания первого документа. А первыми документами этих историй являются рукописи Мертвого моря, датированные концом 2-го века до н.э.

Авторы приводят аргумент, что ситуации, описанные в текстах, соответствуют потребностям того времени, монархического (8-6 века до н.э.), и даже окружающие народы соответствуют обстановке 8-7 веков до н.э.:

Библейский рассказ о патриархах показался бы убедительно знакомым народу Иудеи в 7 веке до н.э. В рассказах вокруг стоянок Авраама и его потомков были знакомые народы и угрожающие враги в настоящем. Ландшафт патриархальных рассказов – это сказочное романтическое видение кочевого, пастушеского прошлого, особенно подходящего к пастушескому фону значительной части иудейского населения.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Авраам и верблюды

Сообщение Эндрю Тегмарк » Ср авг 03, 2011 18:05

Atmel писал(а):
Эндрю Тегмарк писал(а):Если патриархов никогда не существовало, то кто же поклонялся Элю Шаддаю и Бетелю. Это по вашему были племена с одноимёнными названиями (именами патриархов)?

Реальные евреи-ханаанеи, а не мифические "патриархи". Никакие израильтяне никогда ниоткуда не приходили, а издревле жили в Палестине как одни из местных ханаанских народностей. Народная молва сохраняла сказания о ханаанских богах даже в позднее монархическое время, вот почему имена языческих богов превратились в "эпитеты" Яхве.

Какое тогда отношение имеет Харран и Арпахшад к иудеям. Это чисто плод фантазии авторов Торы?
И по вашему библейская религия - это частный случай ханаанской, в частности мифологии славного города Угарита?
Эндрю Тегмарк
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Вт июл 19, 2011 17:05

Re: Авраам и верблюды

Сообщение Atmel » Ср авг 03, 2011 20:26

Эндрю Тегмарк писал(а):Какое тогда отношение имеет Харран и Арпахшад к иудеям. Это чисто плод фантазии авторов Торы?
И по вашему библейская религия - это частный случай ханаанской, в частности мифологии славного города Угарита?

Это не "по-моему", это факт, установленный современной археологией и библеистикой. Строго говоря, библейская религия - это монотеистическая религия, но по своему происхождению она выросла именно из ханаанской религии и ханаанской литературы. Ссылки я уже давал (например, см. Зилберман. Мифология Ханаана и Ветхозаветные параллели). Одним из таких свидетельств, кстати, служит пресловутый "левиафан", персонаж из ханаанскоого пантеона, о котором Вы уже неоднократно здесь писали.

Что касается Харрана, то Финкелштейн и Силберман в этой связи отмечают:
Финкелштейн и Силберман
Город Харран (Haran) играет доминирующую роль в рассказах о патриархах. Это место, еще называемое Эски Харран (Eski Harran), или «старый Харран», расположено на юге Турции, на границе с Сирией; он процветал в начале второго тысячелетия до н.э. и снова – в нео-ассирийский период. Наконец, ассирийские тексты упоминают города в районе Харрана, которые носят имена Ферра (Terah), Нахор (Nahor) и Серух (Serug) – предков Авраама (Быт. 11:22-26), источник Р). Возможно, что они были одноименными предками этих городов.

Таким образом, не факт, что связь "патриархов" с Харраном установилась во втором тысячелетии до н.э., скорее всего, эти города проникли в еврейские сказания тоже довольно поздно:
Финкелштейн и Силберман
Предположенная миграция на запад групп из Месопотамии в Ханаан – так называемая миграция аморреев – в которой Олбрайт расположил приход Авраама и его семьи, позже была признана иллюзорной. Археология полностью опровергла утверждение, что внезапное массовое перемещение населения имело место в это время.

Об этом почему-то никогда не упоминают, когда пишут о родословии Авраама (а скорее всего, не знают), а сразу рубят с плеча, приводят в пример документы государства Мари от 13-12 веков, в которых упоминаются эти топонимы.

От себя замечу, что Ур в Библии также именуется "халдейским" (Быт.11:28, Быт.11:31 и Быт.15:7), а халдеи овладели Уром в 11-9 веках до н.э.. Об этом почему-то тоже не любят вспоминать. Т.е. и свою "родину" мифический Аврам получил в ново-вавилонское время.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Авраам и верблюды

Сообщение Atmel » Ср авг 03, 2011 20:46

И еще немного важного о "родине Аврама" "Уре халдейском".

Септуагинта, древний перевод Писания на греческий язык передает Ур Халдейский как "χωρας των Χαλδαιως", земля халдейская, что позволяет предположить, что в тексте, лежавшем перед греческим переводчиком было написано не אור כשדים, а ארצ כשד или ארצ כשדים. Как "земля халдейская" превратилась в город Ур Халдейский (или наоборот)?
(сайт Вадима Журавлева (ака у нас здесь под никнеймом Облезлый кот)
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

След.

Вернуться в Научная библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1