Облезлый кот писал(а):то разница между кодексами выражается в наличии или отсутствии репрессий за нарушение субботы.
Если Вы видите разнице в наличии или отсутствии репрессий за нарушение субботы, то Вы просто обязаны увидеть разницу в наличии или отсутствии самой субботы.
При прохладном отношении к субботе ее можно не упоминать. Вот поэтому ее D' и не упоминает. Вы разве не прочитали это? Я пишу об этом четвертый раз.
Когда кодекссы в таких важнейших положениях друг другу противоречат
Противоречат - это когда один говорит одно, а другой - другое. В нашем случае - один говорит, другой молчит.
Противоречие заключается в том, что один говорит, причом много и акцентированно, предельно императивно, а второй ее игнорирует. Объяснение этому может быть только одно - суббота неважна для того, кто молчит. И тот, кто ее упоминает, но без акцента на ритуальном характере, тот тоже ее не воспринимает как что-то особо важное, как это делает Р.
Это и есть противоречие.
Их объединяет одно - ритуально-прохладное оношение
В Dtn нет никакого отношения.
Нет - именно по причине прохладного отношения. В противном случае не упомянуть ее невозможно.
Я предложил исследовать дальше
С удовольствием, на Вас еще "висит" объяснение "между" и гифиля - пиеля.
Объясняю - фабула рассказов о скинии формировалась издревле, но возможно в языческом варианте, без требования централизации и без особого упоминания субботы. В плену или сразу после плена эти расказы приняли свою нынешнюю форму. Если есть возражения, прошу.
А с Вас в свою очередь, разъяснения,
к какому событию или дате Велльгаузен или Фридман привязывают Da(Dtr1) и чем руководствовались авторы этого разделения, разделяя D' и Da (Dtn и Dtr1)?Отсутствие наказания за субботу при подробном перечислении в Dtr1 частных законов
Откуда Вы знаете, что это перечисление - подробное?
Почитайте его, Вам это тоже станет видно.
15 проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь.
16 Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь.
17 Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь.
18 Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь.
19 Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь.
20 Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего! И весь народ скажет: аминь.
21 Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом! И весь народ скажет: аминь.
22 Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей! И весь народ скажет: аминь.
23 Проклят, кто ляжет с тещею своею! И весь народ скажет: аминь. [Проклят, кто ляжет с сестрою жены своей! И весь народ скажет: аминь.]
24 Проклят, кто тайно убивает ближнего своего! И весь народ скажет: аминь.
25 Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: аминь.
26 Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь.
А о субботе - ни слова. Словно она совсем ничего не значит. Спасать "диахронический аргумент" таким "невидением" очевидного нельзя. Подумайте, стали бы о субботе молчать, если она настолько же важна, как в Р? Работает ли здесь тезис об "аргументе молчания"? Конечно, нет. Не работает. И смотрите, насколько важна суббота в Р:
13 скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это -- знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;
14 и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего;
15 шесть дней пусть делают дела, а в седьмой -- суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти
8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои,
10 а день седьмой -- суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
А теперь сравните с субботой Элогиста:
12 Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец.
Здесь суббота - это просто необходимость отдыха. Такую субботу можно не соблюдать, и не упоминать ее в другом кодексе, который также не видит в субботе ничего особенного. Вот почему D' ее не упомянул. И лишь в дальнейшем (?) редактор добавляет - кроме того, что суббота - это день отдыза, в этот день вышли евреи из Египта. -
15 и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его].
Да Вы и сами настаивали, что эта суббота введена как необходимость отдыха рабам и скоту. Если будет работать господин, то придется работать и рабам. Вы уже не разделяете этого своего мнения?
Ну а что Вы все о субботе да о субботе? ))) Остальные аргументы побоку? Что со скинией?, что с временем централизации? Не надо зацикливаться на одном из множества аргументов. Не забывайте, пожалуйста, о всем спектре противоречий между кодексами.